Научный семинар Отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ 2021-2022
НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашает принять участие в Научном семинаре по древнерусскому и церковному искусству. Заседания проходят в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн с прямой трансляцией на сайте и Youtube-канале РАХ. Вход на очное мероприятие свободный, без предварительной регистрации.
26 февраля 2021 года, 14:00-15:30. Доклад «Фрески Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе и Дионисия в Ферапонтово: альтернативные модели реставрационного вмешательства»
Докладчик: Маслов Константин Ильич, реставратор монументальной живописи, кандидат искусствоведения
Анонс: Технологии научной реставрации настенных росписей, начало которой положил академик И.Э. Грабарь, предприняв в 1918 году раскрытие из-под записи XIX века фресок Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе, с 1930-х годов были неизменно ориентированы на передовые отечественные разработки новых материалов для нужд народного хозяйства. Еще до Великой Отечественной войны таким научно разработанным консервационным материалом являлся особым способом приготовленный казеиновый клей, нашедший широкое применение в консервации древнерусской живописи и неоднократно использованный в 1930-х – 1960-х годах также и для укрепления красочного слоя росписей Успенского собора. Так как многолетняя практика применения этого материала показала, что введение его в структуру живописи провоцирует отслоение от основы и очень жесткое шелушение красочного слоя, в 1960-х – начале 1970-х годов химиками-технологами и реставраторами ВЦНИЛКР (Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лаборатории реставрации и консервации музейных художественных ценностей, в настоящее время - ГосНИИР) были внедрены в реставрацию настенных росписей новые материалы - водные дисперсии карбоцепных полимеров - сополимеров винилацетата с 2-этилгексилакрилатом (ВА-2ЭГА) и с этиленом (СВЭД) и кремнийорганические смолы - полиметилфенилсилоксановая смоля К42 и титаноксифосфорсилазан (К15/3), технологии синтеза которых были разработаны отечественными учеными. Живопись Успенского собора стала одной из первых, для консервации которой - после появления рецидивов разрушения красочного слоя, укрепленного казеиновым клеем, были применены эти новые синтетические материалы.
Хотя в советское время благодаря применению водных дисперсий и кремнийорганических смол удалось спасти многие стенописи, находившиеся часто в неблагоприятных температурно-влажностных условиях и к тому же уже укреплявшиеся ранее различными материалами, в частности, казеином, к концу 1980-х годов возникает идея альтернативной модели реставрационного вмешательства - превентивной консервации живописи, которая, предполагая организацию в помещении с росписями нормализованного температурно-влажностного режима, позволяет свести к минимуму использование адгезивов и консолидантов для укрепления живописи. Последнее нам представляется особенно ценным, так как введение в структуру живописи новых материалов существенно влияет на характер процессов ее разрушения в будущем и неизбежно усложнит задачу ее сохранения. Модель превентивного реставрационного вмешательства была реализована в храме Рождества Богородицы в Ферапонтово: при консервации росписей Дионисия нормализация температурно-влажностного режима в храме позволила реставраторам отказаться от укрепления мелящего красочного слоя.
29 сентября 2021 года, 14:00-15:30. Доклад «Драгоценный убор иконы "Богоматерь Одигитрия (Грузинская)" из Суздальского Покровского монастыря. Опыт изучения и атрибуции»
Докладчик: Ковтырева Людмила Владимировна, кандидат искусствоведения, хранитель фонда драгметаллов Государственной Третьяковской галереи.
Анонс: Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия (Грузинская) – Спас Вседержитель» (XIV в.) как объект изучения в современной науке: этапы и достижения. Убор иконы как составная часть почитаемого образа: состав и эволюция. Предварительные результаты исследования в контексте общей проблемы атрибуции иконы.
6 октября 2021 года, 14:00-15:30. Доклад «Религиозная тема в творчестве Евгения Спасского 1950-1970-е годы. Художественные источники и их интерпретация в контексте авангарда и традиционного искусства».
Докладчики:
Головина Вера Петровна, хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи;
Багдасаров Роман Владимирович, религиовед, член Творческого союза художников России;
Аннушкина Ольга Николаевна, художник-монументалист, директор Фонда сохранения традиций христианского искусства «Нартекс».
Анонс: Евгений Дмитриевич Спасский (1900-1985) пережил несколько эпох в истории отечественного изобразительного искусства. Занимая позицию независимого художника, он сумел реализовать себя в самых разных жанрах и видах живописи: портрет, пейзаж, сценография, монументалистика. Последняя не ограничивалась оформлением станций метрополитена, учреждений и общественных зданий, но включала в себя церковную стенопись и станковую икону, что являлось в советскую эпоху исключительной редкостью. К своей работе по реставрации и оформлению православных храмов Е.Д. Спасский относился не как к коммерческому проекту (что часто было свойственно тем художникам, которые решались на сотрудничество с религиозными организациями), но видел в ней род духовного служения. При этом делом жизни Спасский считал религиозно-мистический поиск посредством художественных практик. Его произведения следует рассматривать в одном ряду с экспериментами Василия Чекрыгина и кругом последователей Козьмы Петрова-Водкина, визионерскими опытами Николая Калмакова, метаморфизмом Павла Челищева… Переживая в 1960-1970-е годы новую волну творческой активности, Спасский оказался созвучен религиозной тематике ряда художников, выставлявшихся в залах Малой Грузинки. Произведения, где художник обращается к священным образам, распадаются на две части: станковую живопись, а также церковную монументалистику и икону. Эти части не были изолированы, но действовали по принципу взаимно сообщающихся сосудов. С послевоенного времени и до финальной работы (в селе Троицком под Истрой в середине 1970-х годов) Спасский реставрировал и расписал Академический храм Московской православной духовной академии в Новодевичьем монастыре (1945-1946), храм Святого Николая Чудотворца в подмосковном Пушкине (1948), Кишиневский кафедральный собор (1951-1953), храм Святых Апостолов Петра и Павла в Лефортове (1954-1955), церковь Иконы Божией Матери Казанская с. Иванисово (1956-1959), церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (1962). Анализируя творчество Е.Д. Спасского с разных сторон, мы получаем уникальную возможность обозреть путь, который проходит религиозный образ, воплощаемый в индивидуальном творчестве при переносе в храмовое пространство и, напротив, как влияет работа в церковной традиции на художественную манеру.
20 октября 2021 года, 14:00-15:30. Доклад «В поисках утраченной традиции. К истории церковной живописи в Николаевское время. Часть 1 (1825- 1845 гг.)».
Докладчик: Маслов Константин Ильич, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи.
Анонс: Стремительный процесс европеизации России, начатый Петром Великий и продолженный его преемниками, выразился, в числе прочего, в основании Императорской Академии художеств и рождении русской академической школы, блестящие успехи которой были никак не связаны с отечественной художественной традицией и, в частности, с иконописанием, которому позволено было существовать лишь на правах ремесла простого народа. В царствование Николая I это положение стремятся преодолеть: начинается постепенный процесс восстановления связей с традицией, прежде всего, в «русском стиле» церковной архитектуры. В докладе будут рассмотрены пути, на которых стремились в Николаевское время преодолеть разрыв с традицией в церковной живописи.
23 марта 2022 года, 14:00-15:30. Доклад «В поисках утраченной традиции. Часть 2. К истории церковной живописи в 1840-е – 1850-е годы».
Докладчик: Маслов Константин Ильич, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи.
Анонс: Стремительный процесс европеизации России, начатый Петром Великий и продолженный его преемниками, выразился, в числе прочего, в основании Императорской Академии художеств и рождении русской академической школы, блестящие успехи которой никак не были связаны с отечественной художественной традицией и, в частности, иконописанием, которому позволено было существовать лишь на правах ремесла простого народа. Со времени правления Николая I это положение стремятся преодолеть. Начинается постепенный процесс восстановления связей с традицией, прежде всего в «русском стиле» церковной архитектуры. В докладе рассмотрены взгляды на отечественную иконопись, характерные в 1840-е – 1850-е годы для «образованного общества», и пути, на которых предполагалось преодолеть разрыв с традицией в церковной живописи.
В 2021 году циклу научных семинаров отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ исполняется 20 лет. Их бессменный научный руководитель - Рындина Анна Вадимовна, академик Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор.
По всем вопросам обращайтесь в оргкомитет по адресу: drevrus-niirah@yandex.ru
Желающих принять участие в онлайн-дискуссии после онлайн-доклада для входа на ZООM-конференцию просим прислать на электронную почту drevrus-niirah@yandex.ru заявку по форме: «Я, Иван Иванов (Ваше имя, фамилия, место работы или учебы). Прошу выслать мне ссылку для входа на конференцию».
Прямые трансляции семинара проходят с 14.00 на сайте РАХ и будут сохранены на Youtube-канале РАХ: https://www.youtube.com/c/РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯХУДОЖЕСТВ/videos