Состоялось освящение Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации

 

Фото: Михаил Метцель, ТАСС; открытые источники

14 июня 2020 года состоялось освящение Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации. Храм возведен в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также в память о ратных подвигах нашего народа во всех войнах.

Чин великого освящения собора и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В торжественном богослужении приняли участие архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, руководство Вооружённых Сил России во главе с министром обороны России генералом армии Сергеем Шойгу, представители всех родов войск, государственные и общественные деятели, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил.

Решение о строительстве военного храма было принято в 2018 году. В его строительстве и художественном оформлении приняли участие более четырёх тысяч человек.
Создатели художественного убранства Главного храма Вооружённых Сил России - всемирно известные живописцы, скульпторы и специалисты Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Главный архитектор и автор проекта Дмитрий Смирнов. К работе были приглашены академики Российской академии художеств, народные художники России Сергей Андрияка, Салават Щербаков, Василий Нестеренко, Даши Намдаков, известные живописцы Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев, московские скульпторы Виталий Шанов и Дарья Успенская. Архитектура, внешнее и внутреннее убранство собора продолжает традиции церковного искусства, выработанные веками.

Изначально была поставлена задача о строительстве по периметру Храма уникального мультимедийного музейного комплекса «Дорога Памяти», филиала Центрального музея Вооружённых Сил, где хранятся более 33 миллионов фотографий, документов, писем участников Великой Отечественной войны. Длина этой символической дороги составляет 1418 шагов – по числу дней и ночей Великой Отечественной войны.

Размеры храмового комплекса также глубоко символичны. Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. (В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящён нижний храм). Высота звонницы - 75 м.(В 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны). Диаметр барабана центрального купола - 19,45 м. (1945 год — окончание Великой Отечественной войны). Высота малого купола 14,18 метров. (1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне.) Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метра, что соответствует числу полных кавалеров ордена Славы.

Каждый из приделов Храма посвящен святому – покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных Сил России: Придел Святого Илии Пророка (покровителя ВКС и ВДВ России), Придел Св. Варвары Великомученицы (покровительницы РВСН Придел Святого Апостола Андрея Первозванного, (покровителя Военно-Морского Флота), Придел Святого Александра Невского (покровителя Сухопутных войск).

Храмовый комплекс в совокупности представляет собою синтез искусств, традиционных и сверхсоверменных технологий. Мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи сочетаются в едином ансамбле.

Фасады здания отделаны металлом. Снаружи стены храма декорированы бронзовыми горельефами со сценами эпизодов войны работы скульптора Салавата Щербакова.

На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизируют такое же число кампаний Великой Отечественной войны. В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелия о победе добра над злом на церковно-славянском языке и наставления святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью. Для полов храма, так же как и для чугунных плит паперти (ступеней) храма использовался сплав, в который включён металл из переплавленного оружия вермахта.

Барельефные обрамления главного входа соборной колокольни выполнены скульптором Даши Намдаковым, ему же принадлежит и особо значимое изображение в храме – одиннадцатиметровая барельефная икона Христа Воскресшего в главной апсиде собора.

Своды здания остеклены, они собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды российской истории. Общая площадь витражей около полутора тысяч квадратных метров. Они изготовлены в мастерских Академии акварели и изящных искусств. Подобная масштабная работа в короткие сроки стала возможной благодаря технической оснащенности мастерских и профессионализму исполнителей. По мнению ректора С.Андрияки, у академии теперь есть грандиозный соборный опыт взаимодействия в общем деле учителей и учеников.

Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма - самое большое изображение лика Христа, выполненное в мозаике, в диаметре составляет 16,5 метра. Выполнен под руководством Василия Нестеренко, главного мозаичиста храма.

В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной войне и войне с милитаристской Японией. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символически напоминает о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. Главная икона храма – образ «Спас Нерукотворный». Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьём автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. В ковчеге, который неизменно сопровождает икону, находится восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеимона Целителя, а также праведного воина Феодора Ушакова, который был командующим Черноморским флотом и является одним из самых почитаемых святых на флоте.

В храме собрано воедино духовное наследие нескольких эпох. В киотах представлены иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров. Для него созданы и совершенно новые композиции - серия живописных работ художника Василия Нестеренко, духовно соединяющая небесных покровителей нашего Отечества и его земных защитников.

Колокола собора изготовлены на Воронежском литейном заводе. Убранство колоколов разработано на основе орнаментов, которые украсили храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства.

В комплекс Главного храма Вооружённых сил входит музей под открытым небом, явившийся собирательным образом сражения под Москвой в 1941 году. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице. Территория музея разделена на несколько тематических зон, в каждой из которых использованы вооружения и боевая техника времён Великой Отечественной войны. Реконструкция местности создавалась по архивным документам и снимкам фронтовой поры.

На основе материалов открытых источников
Управление информации(пресс-служба) РАХ







версия для печати