Научно-практическая конференция «Русское сакральное искусство Позднего Средневековья...» пройдет онлайн
Российская академия художеств
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ
Отдел древнерусского и церковного искусства
Всероссийская научно-практическая конференция «Русское сакральное искусство Позднего Средневековья.
Многообразие источников различной региональной и художественной природы»
Время проведения: 26-27 ноября 2020 года
Место проведения: на платформе ZOOM в режиме online
Для допуска на ZOOM конференцию просим прислать на drevrus-niirah@yandex.ru заявку следующего содержания: «Я, Иванов Иван (ваше имя, фамилию и nick на платформе ZООM) хочу принять участие в вашей конференции в качестве участника. Прошу в ответ мне на электронную почту выслать ссылку для входа на конференцию»
В период Позднего Средневековья (вторая половина XVI – первая треть XVIII в.) репертуар и стиль русского церковного искусства переживает активную эволюцию, получившую высочайшее воплощение в творчестве царских изографов. Появляются новые сюжеты и иконографические изводы (например, знаменитые богословско-дидактические поэмы в иконописи, событийно-бытовые миниатюры) и др. До нашего времени дошли иконы, многообразные по сюжетам, а также произведения монументальной живописи, миниатюры, церковной резьбы по дереву, и литургические сосуды.
Невиданное разнообразие приобретают иконографические варианты и стилевые решения сюжетов, утвердившиеся на Руси со времени принятия христианства из Византии. Наряду с традиционными образами раннехристианских и византийских святых, а также древнейших русских мучеников, подвижников и иерархов в живописи и малых формах искусства появляются многочисленные фигуры новопрославленных русских святых. Преобразуется и иконографическая схема целого ряда сюжетов (в частности, ктиторских композиций).
Стилистические варианты одного сюжета могли иметь различные корни: западные гравюры, греческие и украинские иконы, произведения европейской и восточной пластики, и даже персидские и французские ткани.
Привлечение столь разнообразных источников обусловило многоликость толкования одного сюжета, способствовав переходу от строго регламентированной иконографии Средневековья к свободному художественному творчеству Нового времени. Тогда же появляются изображения преподобных на фоне монастырей и обителей, хранящих чудотворные иконы.
Одноглавые храмы, обозначающие место действия происходящих событий, сменяются во времени широкими панорамами городов с пригородами, где реалии Града, знаменующие Святые места, вызывают ассоциации с образом Небесного Иерусалима.
Начало утренних заседаний — 11:00, дневных — 14:00
Регламент докладов — 20 минут
Программа конференции:
26 ноября 2020 года (четверг)
10:45 — 11:00. Регистрация участников конференции
11:00 — 13:30. Утреннее заседание
Модератор: Толстая Наталия Владимировна (Директор НИИ РАХ)
Приветственные слова:
Толстая Наталия Владимировна (Директор НИИ РАХ)
Рындина Анна Вадимовна (НИИ РАХ)
КОВТЫРЕВА Людмила Владимировна (ГТГ). Новооткрытая икона «Св.Николай с житием» из Третьяковской галереи - памятник «павловских писем» первая половина XVII века.
БУЗЫКИНА Юлия Николаевна (ГММК). Казанские святители в росписи Архангельского собора Московского Кремля: к вопросу об изменениях в программе.
САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна (НИИ РАХ). Композиция «Суббота всех святых» в росписи Архангельского собора 1652-1666 гг. Смысл и значение.
НИКОЛАЕВА Мария Валентиновна (НИИ РАХ). Проблема интерпретации письменных источников, посвященных иконостасному строительству последней трети XVII века: палеография, лексика, пунктуация.
13:30 — 14:00. Перерыв
14:00 — 16:00. Дневное заседание
Модератор: Гамлицкий Андрей Викторович (НИИ РАХ)
РЫНДИНА Анна Вадимовна (НИИ РАХ). Святитель Власий и Иерусалимский Патриарх Модест (Русский Север, начало XVIII века). Уникальность идеи «лекарства» в пространственном решении иконы (Собрание AMBROVENETO).
ПАВЛЕНКО Алла Александровна (АИС). Был ли художник Иван Петров Рефусицкий (1686-1725 гг.) придворным живописцем Петра I?
МАЛАХОВА Татьяна Юрьевна (НИИ РАХ). Оклады Богослужебных книг XVII-го века из коллекции Архангельского областного краеведческого музея.
27 ноября 2020 года (пятница)
10:45 — 11:00. Регистрация участников конференции
11:00 — 13:30. Утреннее заседание
Модератор: Самойлова Татьяна Евгеньевна (НИИ РАХ)
ЗАПАДАЛОВА Полина Вадимовна (ГРМ). Образцы для царских врат в Сийском иконописном подлиннике XVII века.
ИВАННИКОВА Анна Петровна (Государственный Эрмитаж). Надвратный деисусный чин: развитие традиции в художественной культуре Выга первой трети XVIII века.
МАКАРОВА Екатерина Юрьевна (ЯХМ). Сюжет «Небесные радости Богоматери» в ярославском искусстве XVIII века.
ВОРОНОВА Евгения Александровна (ЯХМ). Подписные и датированные иконы из собрания Ярославского художественного музея конца XVII–начала XVIII века.
13:30 — 14:00. Перерыв
14:00 — 16:00. Дневное заседание
Модератор: Лукичева Красимира Любеновна (НИИ РАХ)
ШАЛИНА Ирина Александровна (ГРМ). Традиции и новации в иконографии икон Богоматери Тихвинской со Сказанием в эпоху Позднего Средневековья.
НАЗАРОВА Галина Андреевна (ЦМиАР). К вопросу об иконографическом протографе иконы конца XVI в. «Зачатие праведной Анной» из собрания ЦМиАР».
ГАМЛИЦКИЙ Андрей Викторович (НИИ РАХ). О новых фактах использования западных гравированных образцов и метод их интерпретации в русской иконописи рубежа XVII-XVIII веков.
РЫНДИНА Анна Вадимовна (НИИ РАХ). Образ Святого Града как завершение эпохи Позднего Средневековья.
Оргкомитет конференции:
Председатель: Рындина Анна Вадимовна (НИИ РАХ)
Администратор: Гамлицкий Андрей Викторович (НИИ РАХ)
Секретарь: Малахова Татьяна Юрьевна (НИИ РАХ)
Телефон оргкомитета: 8 985 980-85-48
Информационная поддержка:
Управление информации РАХ — www.rah.ru
Ассоциация искусствоведов — www.ais-aica.ru