XXXI Алпатовские чтения «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков»
XXXI Алпатовские чтения в рамках Международной научной конференции-форума «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков»
XXXI Alpatov Readings as part of the International Scientific Conference-Forum "Vkhutemas Space in the World Culture of the XX-XXI Centuries" (EN)
Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, МАРХИ (Государственная академия), МГХПА им. С.Г. Строганова, Московский политехнический университет и Национальная академия дизайна (НАД) проводят под эгидой ЮНЕСКО международный научный форум «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков», приуроченный к 100-летию создания Высших художественных мастерских в Москве.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ / THE STREАM
Цели и задачи конференции: Привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли всемирно известной новаторской школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в развитии искусства и культуры, архитектуры и дизайна ХХ-XXI века, исследованию контактов между авангардными художественными школами мира, изучению его творческого, теоретического и учебно-методического наследия и его роли в формировании мировой культуры и современном архитектурно-художественном процессе.
Научная проблема конференции: Чем дальше отступает в исторической перспективе период создания универсальной новаторской художественной и проектной школы московского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа – тем более явным становится его влияние в современной мировой культуре. Это проявляется не только в количестве современных публикаций исследователей искусства и культуры ХХ века из Великобритании, Германии, Франции, Италии и других европейских стран, США, Китая и Японии. Это наследие вошло в современное мировое информационное пространство. С течением времени не утрачивают своего интереса, высокого профессионального художественного качества многие курсовые студенческие и дипломные выпускные работы.
Влияние творческих и педагогических концепций, сформированных во ВХУТЕМАСе практически во всех направлениях и жанрах искусства, архитектуры, дизайна - сопоставимо со значением ярких художественных открытий ХХ века во всем мире. Наследие ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа представляет широкий спектр уникальных новаторских достижений во многих областях художественного и проектного творчества. ВХУТЕМАС стал одним из символов революции в искусстве и художественной педагогике.
Многие отечественные и зарубежные школы второй половины ХХ века перенимали и внедряли методические приемы и содержание курсовых и дипломных работ студентов и выпускников ВХУТЕМАСа.
Современный этап развития дизайна и архитектуры, коммуникативных и информационных процессов, поисков в сфере актуального искусства отличаются усилением междисциплинарных связей. В XXI веке единство индивидуальных творческих открытий мастеров-педагогов, новаторской методики образования и ярких результатов профессиональной практической деятельности выпускников, также как и во ВХУТЕМАСе вновь становится неотъемлемой характеристикой развития центров архитектуры и искусства.
При этом, несмотря на популярность и востребованность материалов ВХУТЕМАСа, до сих пор нет полного культурно-исторического представления о процессах зарождения и формирования школы, многие факты, а порой и сложившиеся мифы, нуждаются в проверке, остается невыявленной роль и значение ВХУТЕМАСа в мировом контексте, недостаточно изучена творческая судьба многих педагогов и выпускников школы, благодаря участию которых и формировался «золотой фонд» наследия ВХУТЕМАСа.
Практически не затрагивалась ранее тема взаимодействия школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа с научно-техническими, художественными и творческими организациями, общественными и производственными структурами, другими образовательными организациями. Предстоит научно реконструировать историко-теоретическую модель ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как уникального комплексного художественно-проектного и социокультурного объекта.
ВХУТЕМАС зарождался и развивался в период наибольшей активности мирового авангарда. Это не могло не отразиться и на повышенной активности образного мышлении и нового языка искусства, на настроениях педагогов и учащихся - равноправных участников единого творческого процесса. В результате палитра художественных приемов становилась шире. Каждое направление обладало огромным потенциалом в учебно-научном методическом процессе, позволяя на основе различных формально-композиционных поисков формировать целостные модели мира нового искусства.
Столетие спустя многие результаты и опыт поисков того времени воспринимаются иначе, чем непосредственно в годы их появления и расцвета. Возникает потребность в создании актуального представления о методиках и условиях их реализации, научной реконструкции истории факультетов, создании общедоступных архивов, позволяющих детально представить себе этапы их эволюции.
Программа XXXI Алпатовских чтений/ XXXI Alpatov Readings program
12 ноября 2020 года, четверг / November 12, 2020, Thursday
Белый зал Российской академии художеств / The White Hall of the Russian Academy of Arts
Москва, ул. Пречистенка, 21 / 21 Prechistenka Street, Moscow
10.30 Утреннее заседание ВХУТЕМАС: истоки и история
Модератор – А.Ю. Чудецкая
10.30 am - Morning Session. VKHUTEMAS: Origins and History
Moderator: Anna Y. Chudetskaya
1. Швидковский Дмитрий Олегович, вице-президент РАХ, президент РААСН, ректор МАрхИ. Приветствие участникам конференции. Историческое значение ВХУТЕМАС.
Dmitry O. Shvidkovsky, Vice- President of the Russian Academy of Arts, President of the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, Rector of the Moscow Institute of Architecture. Welcoming address. Historical Significance of the Vkhutemas.
2. Дружкова Наталия Ивановна, кандидат искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор МПГУ (Москва). ВХУТЕМАС-Баухаус: черты сходства и различия
Natalia I. Druzhkova, PhD in Art History, Doctor of Pedagogics, Professor, Moscow Teachers’ Training University (Moscow). VKHUTEMAS-Bauhaus: Similarities and Differences
3. Сорокина Дарья Дмитриевна, магистр истории искусства, Баухаус-Дессау (Германия). Пропедевтика «Цвет» во ВХУТЕМАСе.1922-1929
Daria D. Sorokina, Master of Art History, Bauhaus-Dessay (Germany). The "Color" Propedeutics in VKHUTEMAS. 1922-1929
4. Тулин Егор Игоревич, старший преподаватель, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского государственного политехнического университета (Москва). Курс «Цвет» во ВХУТЕМАСе и Баухаус
Egor I. Tulin, Senior Lecturer, Higher School of Printing and Media Industry of Moscow State Polytechnic University (Moscow). The "Color" Course in VKHUTEMAS and Bauhaus
5. Сокольникова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Москва); Сокольникова Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор МПГУ (Москва). Роль женщин-преподавателей ВХУТЕМАСа (А. Экстер, Л. Поповой, Н. Удальцовой) в разработке пропедевтической дисциплины «Цвет»
Elena V. Sokolnikova, PhD in Pedagogy, Associate Professor (Moscow); Natalia M. Sokolnikova, Doctor of Pedagogics, Professor, Moscow Teachers’ Training University (Moscow). The Role of VKHUTEMAS Teachers-Women (Alexandra Exter, Lyubov Popova, Nadezhda Udaltsova) in the Development of the "Color" Discipline of Propedeutics
6. Орлов Сергей Игоревич, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член-корреспондент РАХ (Москва). Скульптурная школа ВХУТЕМАСа и Общество русских скульпторов
Sergey I. Orlov, PhD in Art History, Leading Researcher, Scientific Research Institute of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Corresponding Member of the Russian Academy of Arts (Moscow). The Sculpture School of VKHUTEMAS and the Society of Russian Sculptors
7. Барышников Виталий Леонидович, профессор, заведующий кафедрой живописи МАрхИ (Москва). Диалектика развития пластических дисциплин во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе. Между авангардом и традиционализмом
Vitaly L. Baryshnikov, Professor, Head of the Painting Department, Moscow Architecture Institute (Moscow). VKhUTEMAS' plastic disciplines in dialectic development. Between avant-garde and traditionalism
8. Федорова Мария Владиславовна, pаслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств (Москва). Вклад выпускников ВХУТЕМАСа Ивана Чекмазова и Веры Фаворской в «Золотой фонд» наследия ВХУТЕМАСа и в художественную педагогику
Maria V. Fyodorova, Honored Artist of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Arts (Moscow). The Contribution of VKHUTEMAS Graduates Ivan Chekmazov and Vera Favorskaya to the Golden Fund of VKHUTEMAS Heritage and Art Education
9. Чудецкая Анна Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент РГГУ, ведущий научный сотрудник Отдела личных коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва). «Непропущенное поколение»: судьбы выпускников живописного отделения ВХУТЕМАСа (по результатам совместного проекта Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Anna Y. Chudetskaya, PhD in Art History, Associate Professor at the Russian State University for the Humanities, Leading Scientific Researcher at the Department of Private Collections, Pushkin Museum of Fine Arts (Moscow). The "Non-Lost Generation": Fates of Graduates of VKHUTEMAS Painting Department (As a Result of the Joint Project of the Private Collections Department of A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts)
14.00 Вечернее заседание. ВХУТЕМАС: вчера, сегодня, завтра
Модератор – И.Ю. Перфильева
14.00 - Afternoon Session. VKHUTEMAS: Yesterday, Today, Tomorrow
Moderator: IrirnaY. Perfilieva
10. Пушкарев Александр Георгиевич, профессор, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Москва). Геометризмы ВХУТЕМАСа (Аксонометрические поиски Г. Клуциса и рождение протоформ)
Alexander G. Pushkarev, Professor, A. Kosygin Russian State University (Moscow). Geometrisms of VKHUTEMAS (Axonometric Searches of Gustav Clucis and the Birth of Protoforms)
11. Перфильева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва). Ювелирные изделия в пространстве ВХУТЕМАСа и левых течений в искусстве
Irina Y. Perfilieva, PhD in Art History, Associate Professor, Leading Researcher, Scientific Research Institute of Fine Arts of the Russian Academy of Arts (Moscow). Jewelry in the Space of VKHUTEMAS and Left Trends in Art
12. Гусейнов Вагиф Нариманович, доцент, МГАХПИ им. С.А. Строганова (Москва). Лингвостилистические особенности эстетических манифестов русского художественного и литературного авангарда 1920-х гг.
Vagif N. Guseinov, Associate Professor, the Stroganov Moscow State Academy of Arts and Industry (Moscow). The Linguistic and Stylistic Features of Aesthetic Manifests of Russian Art and Literature Avant-Garde of the 1920s
13. Рымшина Елена Николаевна, хранитель Отдела графики XVIII – начала XX вв., ГТГ (Москва). Художественные группировки конца 1920-х годов как продолжение образовательных программ ВХУТЕМАСа
Elena N. Rymshina, custodian, the Department of the 18th – beginning of the 20th centuries Graphics, the State Tretyakov Gallery (Moscow). Art Groups in the Late 1920s as a Continuation of Educational Programs of VKHUTEMAS
14. Бучка Александр Михайлович, кандидат архитектуры, доцент, Академия архитектуры и искусств, Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Дисциплина «Цвет» в курсе «Колористика» Академии архитектуры и искусства Южного федерального университета
Alexander M. Buchka, PhD in Architecture, Associate Professor, Academy of Architecture and Arts, the South Federal University (Rostov-on-Don). The "Color" Discipline in the Course of Coloristics at the Academy of Architecture and Art of the South Federal University
15. Чмырева Ирина Юрьевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва). Традиции ВХУТЕМАС в синтезе пространственного дизайна и фотографии 1970-х годов. Творческое наследие Анатолия Кулакова (1939-2012)
Irina Y. Chmyreva, PhD in Art History, Leading Researcher, Scientific Research Institute of Fine Arts of the Russian Academy of Arts (Moscow). Traditions of VKHUTEMAS in the Synthesis of Space Design and Photography of the 1970s. The Creative Legacy of Anatoly Kulakov (1939-2012)
16. Вяземцева Анна, старший научный сотрудник, НИИТИАГ, преподаватель кафедры истории искусства Университета Рим-3 (Москва). «ВХУТЕМАС» в художественной культуре Италии периода становления модернизма
Anna Vyazemtseva, Senior Researcher, Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Lecturer at the Department of Art History, University Rome-3 (Moscow). VKHUTEMAS in the Art Culture of Italy During the Development of Modernism
17. Алиева Рена Интизаркызы, старший преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова (Москва). Суперграфика и стрит-арт как наследие авангардных художественных течений начала ХХ века
Rena I. Alieva, Senior Teacher, the Stroganov Moscow Academy of Arts and Industry (Moscow). Super-graphics and Street Art as a Heritage of Avant-Garde Art Trends in the Early 20th Century
Стендовые доклады
1.David Richardson, PhD Student, Arizona State University (USA).
Svomas, Vkhutemas and the fine line between order and chaos
2.Scala Laura, Architectural Composition and Design teaching assistant, IUAV University of Venice (Italy).
The construction of space in the Russian historical avant-garde of the twenties
3.Christian Toson, PhD Candidate, IUAV University of Venice (Italy).
Pavel Filonov in his time: new concepts of space
4.Борозна Михаил Григорьевич, ректор, Белорусская государственная академия искусств (Минск, Республика Беларусь).
Значение ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в формировании визуальной культуры Буларуси первой половины XX века
5.Надольская Ирина Владимировна, независимый исследователь, Беларусский государственный университет культуры и искусств (Минск, Республика Беларусь).
Идея города-сада в дискуссионном поле ВХУТЕМАС и вектор ее развития в современных концепциях городского ландшафта
6.Ганиева Алина Фандитовна, магистр Уфимского государственного нефтяного технического университета, кафедра Архитектуры (Уфа, Россия).
Понятие динамики, телесности и пространства в искусстве XX века
7.Елисеев Александр Михайлович, кандидат технических наук, вице-президент ТСХР, Председатель Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП (Москва).
Применение искусственного интеллекта при формировании баз данных для экспертизы и оценки культурных ценностей