Научно-практическая конференция «Павловопосадские платки и шали в XIX-XXI веках» в РАХ
6 ноября 2019 года в 12:00 в Белом зале Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, дом 21) будет проведена научно-практическая конференция на тему: «Павловопосадские платки и шали в XIX-XXI веках»
В конференции примут участие искусствоведы, научные сотрудники НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, художники и специалисты ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», и сотрудники ведущих музеев России, среди них: Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Программа конференции:
Оркомитет:
Председатель: Савельева Л.И.
Кураторы: Долгов В.Г., Зубрицкий В.И., Власова О.Ю.
Начало заседания – 12.00
Регламент выступлений – 10-15 минут
Ведущий: Зубрицкий Виктор Иванович
Приветственное слово:
Калинин Виктор Григорьевич, Первый вице-президент Российской академии художеств
Савельева Любовь Ивановна, Академик-секретарь Отделения декоративного искусства Российской академии художеств
Доклады:
Долгов Вячеслав Геннадьевич, заместитель директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», почетный член Российской академии художеств, председатель правления Национального союза народных художественных промыслов
«История Павловопосадской платочной мануфактуры»
Зубрицкий Виктор Иванович, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, главный художник «Павловопосадской платочной мануфактуры»
«Творчество художников Павловопосадской платочной мануфактуры»
Ковалева Наталия Ивановна, старший научный сотрудник Отдела народного искусства Государственного Русского музея
Сорокина Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Отдела народного искусства Государственного Русского музея
«Платки и шали в России XVIII - XXI века традиции и современность. Изделия фабрик Павловского Посада на выставке в Государственном Русском музее»
Астраханцева Татьяна Леонидовна, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения, руководитель образовательного направления, главный научный сотрудник, научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, заслуженный работник культуры РФ
«Исторический портретный жанр в Павловопосадской платочной мануфактуре»
Полосинова Татьяна Александровна, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника
«Платки и шали в экспозиционно-выставочной работе Сергиево-Посадского музея-заповедника»
Гордеева Ольга Георгиевна, старший научный сотрудник отдела тканей Государственного исторического музея.
«Сюжетные набивные платки Павловопосадской платочной мануфактуры»
Толстухина Наталья Владимировна, заведующий сектором декоративно-прикладного искусства в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике «Русское декоративно прикладное искусство 18-21 вв» - «К истории рисовальной мастерской Павловопосадской платочной мануфактуры (XIX - начало XX вв.)»
Рогатова Любовь Сергеевна, заведующая отделом истории промыслов Московского областного музея народных художественных промыслов
«Федоскино-Павловский Посад. Грани творчества»
Шишенин Владимир Федорович, директор Павлово Посадского «Музея истории русского платка и шали»
«Панно 800 лет Москвы», «Панно 30 лет революции»
Журавлева Галина Ивановна, экскурсовод 1 категории Муниципальное учреждение культуры городского округа Павловский Посад Московской области «Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс»
«Культурно-историческое прочтение композиции панно «800 лет Москвы»
Историческая справка:
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного подмосковного города Павловский Посад. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику по выпуску шелковых платков. В середине ХIX века его правнук Яков Лабзин (1827-1891) со своим компаньоном Василием Грязновым (1816-1869) начали производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. В 1853 году ими был основан «Торговый дом под фирмой «Яков Лабзин и Василий Грязнов», который торговал по всей России и за рубежом. До революции 1917 года совладельцами предприятия всегда были представители этих родов.
В августе 1999 года Василий Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимых святых Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.
В 1918 году предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться «Старо-Павловская фабрика». В 1928 году она переименована в «Фабрику имени Х годовщины Красной Армии», которая в 1963 году вошла в состав Московского производственного платочного объединения, преобразованного в 1989 году в Павлово-Посадское производственное платочное объединение. В 1992 году предприятие акционировалось и стало называться акционерное общество закрытого типа «Павлово-Посадские шали». С 1996 года платочное производство передано в дочернее предприятие - открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура».
- традиционно выпускаемые платочные изделия изготавливаются в результате коллективного творческого труда и слаженных усилий художников и мастеров, занятых в производстве;
- для декорирования платочных изделий используются рисунки, созданные художниками предприятия;
- основной метод нанесения рисунка на ткань – набойка (печать) по шаблону;
- традиционна квадратная форма платка и шали;
- в качестве основного материала используются ткани из натуральных волокон, в основном шерсть, а также шелк и хлопок;
- в орнаментации используются, как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом, цветочные и восточные мотивы («медальоны», «огурцы», «бобы», «опахала»). Цветы трактуются объемно, несколько натуралистично;
- композиционно акцентируются углы и кайма. Цветы обычно собраны в букеты, заключены в различной формы медальоны или дополнены геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Общая живописность орнамента сочетается с графической четкостью и ясностью рисунка;
- колористическая гамма строится на использовании ярких контрастных цветов, так и на гармоничном сочетании сближенных тонов;
- край платка чаще всего оформляется шелковой либо шерстяной бахромой;
Павловопосадская шаль стала неотъемлемой частью русского женского костюма, приобрела популярность как среди сельского, так и среди городского населения практически всех регионов России. Экспедициями Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника были привезены павловопосадские платки из Московской, Нижегородской, Архангельской, Вологодской, Тверской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и других областей России.
В настоящее время коллекции павловопосадских шалей хранят крупнейшие музеи страны такие, как Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Российский музей этнографии, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, а также музеи Нижнего Новгорода, Смоленска, Кирова, Архангельска, Вологды, Кириллова и других городов России.
В начале 2001 года в Московском Кремле с большим успехом прошла ретроспективная выставка, посвященная 205-летию павловопосадского платочного предприятия.
В декабре 2018 — марте 2019 года Государственным Русским музеем была проведена в Санкт-Петербурге масштабная выставка «Платки и шали в России XVIII-XXI веков», на которой были представлены платочные изделия Павловопосадской платочной мануфактуры, как пример сохранения многовековой художественной традиции русского текстильного производства Российского государства.
С 1996 года Павловопосадская платочная мануфактура отнесена к организациям народных художественных промыслов России.
Художники предприятия являются членами российских творческих союзов – Союза художников и Союза дизайнеров и неоднократно отмечены премиями и почетными званиями:
1981 г. Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина.
1998 г. Ольшевской З.А. присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
2000 г. Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год.
2001 г. Регуновой Е.П., Дадоновой И.П. и Зубрицкому В.И. присвоены звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
2005 г. Ольшевской З.А. присвоено звание «Народный художник Российской Федерации».
2010 г. Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2009 год.
2015 г. Фадеевой В.Б. присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
2018 г. Жуковой Е.В. присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Три представителя мануфактуры являются членами Российской академии художеств:
Зубрицкий В.И. - член-корреспондент, а Стулов В.С. и Долгов В.Г. - почетные члены РАХ.
О высоком качестве и художественной продукции фабрики свидетельствует тот факт, что, начиная с 1865г. павловопосадские шали получали высокие оценки многих Всероссийских и Международных выставок.
В 1881 году купец 1-й гильдии Яков Лабзин получил звание Поставщика императорского двора – Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорского Высочества».
1896 г. Большой Государственный герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород).
1937 г. «Гран-при» Международной выставки (Париж).
1958 г. Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель).
1999, 2001, 2004, 2008 гг.– Лауреат Программы-конкурса «100 лучших товаров России».
2000 г. Золотая медаль Сибирской ярмарки (Новосибирск).
2001 г. Лауреат премии «Российский национальный Олимп».
2005 г. Орден «Слава России».
2008 г. Гран-при конкурса коллекций одежды «Хрустальный Сирин» в рамках выставки «Покупайте российское».
2009 г. Лауреат Национальной премии в области индустрии моды.
2010 г. Лауреат Национальной премии за достижения и заслуги в области текстильной и легкой промышленности.
1997, 1999, 2001, 2005, 2008, 2010-2018 гг.– Российская национальная премия – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория».
Сведения о платочном предприятии в Павловском Посаде включены в различные издания:
«Художественные промыслы РСФСР», сост. В.Г.Смолицкий, 1973.
«Русские художественные промыслы», сост. О.С.Попова и др., 1984.
Г.А.Макаровская. «Русские шали», М., 1986.;
Е.В.Арсеньева. «Старинные узорные ткани России XVI – нач. ХХ века», М., 1999.
Т.А.Полосинова, Н.В.Толстухина. «Два столетия павловопосадской шали. Каталог выставки», М., 2001.
«Народное искусство России», М., 2001.
М.А.Некрасова «Народное искусство России в современной культуре», М., 2003.
«Народные художественные промыслы Подмосковья», М., 2005.
Н.В.Толстухина, Т.А.Полосинова, Альбом «Павловопосадские шали» из серии «Шедевры народного искусства России, М., 2007
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России.Традиции и современнность», Вологда, 2008г.;
«Русское народное искусство. Традиционная культура и Православие. XVIII-XXI в.в. Традиции и современность», автор-составитель М.А.Некрасова М., 2013.
«Народные художественные промыслы Подмосковья», авторы-составители Е.В.Куценко, С.В.Горожанина, М., 2015.
Н.В.Толстухина, Т.А.Полосинова, «Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника», М., 2015.
Альбом-каталог «Платки и шали в России XVIII-XXI веков», Государственный Русский музей, Спб, 2018.
Сборник «Платки и шали в России. Материалы и исследования», Государственный Русский музей, Спб, 2018.
Контакты Отделения декоративно-прикладного искусства РАХ +7 (495) 637-56-33
Информационная поддержка: Управление информации (пресс-служба)РАХ; www.rah.ru