Вечер «Искусство длиною в жизнь» в Музее декоративного искусства. К 120-летию со дня рождения М.П.Сокольникова
Время проведения: 7 февраля 2019, 17.00
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства, Адрес: Москва, ул. Делегатская, 3
7 февраля 2019 года в Балконном зале Всероссийского музея декоративного искусства состоялся вечер «Искусство длиною в жизнь», к 120-летию Михаила Порфирьевича Сокольникова, подготовленный Министерством культуры Российской Федерации, Всероссийским музеем декоративного искусства и Российской академией художеств.
Михаил Порфирьевич Сокольников (1888-1979) - русский советский искусствовед, литератор, журналист, один из организаторов Союза художников РСФСР, художественный редактор издательства «Academia». Заслуженный работник культуры РСФСР. Издательством «Academia» (1921-1937) были выпущены знаменитое издание «Слово о полку Игореве», пятитомник Александра Пушкина в оформлении Николая Пискарева с гравюрами Владимира Фаворского, Леонида Хижинского и других художников, «Маленькие трагедии» в рисунках Ильи Рерберга, «Армянские сказки» в оформлении Мартироса Сарьяна, «Борис Годунов» в рисунках Владимира Свитальского.
В вечере приняли участие:
Кошкин Олег Александрович – Главный ученый секретарь Президиума Российской академии художеств, Академик-секретарь Отделения архитектуры, Заслуженный архитектор России,
Родионов Валентин Алексеевич – Член-корреспондент Российской Академии Художеств, лауреат Государственной премии России, директор Государственной Третьяковской галереи с 1993 по 2009 годы,
Сидоров Сергей Михайлович – директор Московского областного народно-художественных промыслов (Федоскино) с 2005 по 2015 годы,
Коробков Алексей Алексеевич – член-корреспондент Российской Академии Художеств, сын Михаила Порфирьевича Сокольникова,
Кайкова Наталия Юрьевна – заместитель директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства по развитию и организации спецпроектов,
Пирогова Людмила Леонидовна – заведующая отделом лаковой миниатюры Всероссийского декоративного искусства.
В приветствии от Кинешемского художественно-исторического отмечена крепкая связь Михаила Порфирьевича Сокольникова с родным городом. В Кинешемском художественно-историческом музее хранится 25 предметов из личной коллекции Михаила Порфирьевича и 42 работы, подаренные им музею.
Выступающие рассказали о выдающейся роли Михаила Порфирьевича и его огромном вкладе в русское искусство, в том числе в развитие издательства «Academia» и издание «Слово о полку Игореве» в художественном оформлении Ивана Ивановича Голикова.
В рамках вечера состоялась презентация книги Коробкова Алексея Алексеевича о Михаиле Порфирьевиче Сокольникове «Искусство длиною в жизнь». В книге описан период жизни этого выдающегося искусствоведа от начала ХХ века до Великой Отечественной войны.
Во время вечера прозвучала запись выступления Михаила Порфирьевича Сокольникова посвященное работам Зои Пенкиной и сохранению и развитию Дымковской игрушки как народно-художественного промысла.
Художественную часть вечера составила экспозиция из архива семьи Михаила Сокольникова, на ней были представлены: письма Максима Горького Михаилу Сокольникову с острова Капри, редкие фотографии Петра Ильича Чайковского, Антона Павловича Чехова, Ивана Голикова, различные поздравления с юбилеями от художников издательства «Academia» и художников лаковых промыслов. Выставку дополнили произведения таких мастеров живописи как Татьяна Маврина, Михаил Маторин, Николай Кузьмин и других художников издательства «Academia», дымковская игрушка работы Зои Пенкиной 1930-х годов, предметы фарфорового завода «Вербилки» из коллекции семьи Михаила Порфирьевича Сокольникова.
В исполнении друга семьи, пианиста Андрея Морева прозвучали любимые музыкальные произведения Михаила Порфирьевича Сокольникова. Вечер вела Заслуженная артистка России – Галина Власенок.
Биографическая справка:
Михаил Порфирьевич Сокольников родился 15 ноября 1898 года в селе Бонячки Костромской губернии в семье служащего при конторе текстильной фабрики Ивана Коновалова. Год спустя семья переехала в город Кинешму, где молодой Михаил закончил реальное училище. В училище состоялось знакомство с будущими талантливыми писателями Дмитрием Фурмановым, который стал кумиром его юности, и художником Леонидом Черновым-Плесским. В 1916 году Сокольников переезжает в Иваново-Воскресенск, где поступает в Педагогический институт на социально-исторический факультет. В том же году он поступил в Московский государственный университет на факультет общественных наук, литературно-художественное отделение, но из-за войны через год вернулся домой. Пишет и публикует статьи о русской культуре под псевдонимом Андрей Темный. В 1918 году выпустил книгу, под названием, закольцевавшим извечные вопросы русской интеллигенции: «Куда идти?».
Во время гражданской войны костромской Губвоенкомат направляет Михаила на фронт, в штаб Первой армии Туркфронта, в политотдел Третьей Туркестанской кавалерийской дивизии. Вернувшись в родной край в 1920 году, Сокольников становится завклубом при гостинице «Приемник» в Костроме, в 1921-22 годах был завотделом искусств Кинешемского Губполитпросвета и вновь зачислен в ивановский Пединститут. В 1922 году его назначают ответственным секретарем и заведующим издательским отделом издательства «Основа», в 1923 году Михаил Порфирьевич возглавляет издательство.
В 1925 году он переезжает в Москву для работы по приглашению издательства «Молодая гвардия», где впоследствии выпустил последнюю книгу Дмитрия Фурманова «Мятеж». В 1926 году вступает во вновь организованный Всероссийский союз писателей. В издательстве «Молодая гвардия» встречался с Владимиром Маяковским, Константином Паустовским, Сергеем Есениным. Возглавляя художественный отдел издательства, привлекал лучших графиков страны в книжное дело, уделяя особое внимание мастерам гравюры – Владимиру Фаворскому, Павлу Павлинову, Анатолию Суворову, Николаю Дмитревскому, Александру Могилевскому, Владимиру Милашевскому. В 1927 году издает пособие «Классики и современные писатели: на вечерах художественной литературы и общественно-революционных праздниках», тогда же начинает искусствоведческую деятельность – доклады в Обществе друзей книги и Музее изобразительных искусств. В 1930-31 годах работал в московском Полиграфическом институте заведующим издательским факультетом и руководителем кафедры книги. В эти же годы открыл для себя народные ремесла, любовь к которым пронес через всю жизнь.
В 1931 году Михаил Порфирьевич становится художественным редактором издательства «Academia», попечителем которого был Максим Горький. В 1934 году издательство выпускает «Слово о полку Игореве», в котором обложка, иллюстрации и весь текст оформлены палехским художником Иваном Голиковым. Издания «Academia» сочетали литературную и научную добротность с нарядной строгостью внешнего вида книги. Издательством были выпущены пятитомник Александра Сергеевича Пушкина в оформлении Николая Пискарева с гравюрами Владимира Фаворского, Леонида Хижинского и других художников, «Маленькие трагедии» в рисунках Ильи Рерберга, «Армянские сказки» в оформлении Мартироса Сарьяна, «Борис Годунов» в рисунках Владимира Свитальского. Для книжного оформления привлекались такие художники как Владимир Бехтеев, Артур Фонвизин, Николай Феофилактов, Иван Бруни, Михаил Родионов, группа «13», Даниил Даран, Татьяна Маврина, Павел Шиллинговский, братья Ушины. После смерти Максима Горького издательство «Academia» практически перестало существовать. И Михаил Порфирьевич сосредоточился на написании книг и статей о жизни и творчестве современных ему художников, среди которых были Иван Павлов, Михаил Маторин, Павел Корин, Николай Кузьмин, Василий Бакшеев и многие многие другие.
Вход на мероприятие только по пригласительным билетам.