Конференция «Кино – важнейшее из искусств? Художник фильма – перспектива»

 

Обсуждение А.Т.Борисов. Эскиз к х/фильму Станционный смотритель 1972  Эскиз к кинофильму  Оргалит, темпера, 50х65Российская академия художеств
Отделение театрально -  и кинодекорационного искусства

Союз кинематографистов России
Гильдия  художников кино

Всероссийский институт кинематографии
Художественный факультет

«КИНО – ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ?  ХУДОЖНИК ФИЛЬМА – ПЕРСПЕКТИВА»             

17 ноября 2016 года              
Белый зал Российской академии художеств  
Пречистенка, 21
                                     

Своевременность и важность рассмотрения проблем, сложившихся  в  современном кинодекорационном искусстве, отметили  во вступительном слове  ведущий  Конференцию академик-секретарь РАХ Б.А.Мессерер и  в приветственном слове от имени Президента РАХ  З.К.Церетели его заместитель  С.П.Колов.

Дискуссионный характер предстоящего обсуждения определялся   названием конференции и заранее заявленной тематикой выступлений.

Острые полемические вопросы, касающиеся изменения роли художника в современном кинопроизводстве, были поставлены президентом  Гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ Б.Л.Бланком. С  внедрением тотальной компьютеризации, исчезновением длительной предварительной работы над эскизами декораций и их дальнейшим освоением  составом творческой группы фильма,  почти окончательно ушла возможность влияния художника на образный строй картины.  Художник превращается в  шеф - дизайнера, наделенного скорее технологическими, чем творческими полномочиями. Это приводит к вторжению так называемого клипового мышления в киноиндустрию,  потере целостного  впечатления от фильмов. Такая порочная тенденция, отчасти продиктована  необходимостью постоянно учитывать сложившуюся ныне систему восприятия массового зрителя.  Возможно, произошедшие изменения – неизбежность, к которой молодым художникам придется приспосабливаться. Безусловно, всегда будут раритетные исключения, пытающиеся сохранить тепло живого ручного художественного труда.  Но смогут ли они и их единомышленники противостоять распространившемуся технологическому насилию?  Художнику придется как-то выживать.

Проректор ВГИК О.К.Клейменова, согласившись с некоторыми положениями выступления Б.Л.Бланка,  внесла долю оптимизма в его мрачные прогнозы, во многом специально полемически заостренные.  Она считает, что при всех перечисленных сложностях  появилось некоторое поступательное движение  в кинопроизводстве и выход на новый вариант синтеза. При этом привела ряд конкретных примеров.

Философским отношением к проблеме отличалось выступление академика С.М.Бархина. О преимуществах использования современных компьютерных программ для кинопроизводства, если они попадают в руки настоящих профессиональных художников, говорил вице-президент Гильдии художников кино, куратор курса в Московской школе кино А.Гаджиев. Особенностям работы художника-постановщика в продюсерском кино посвятил свое выступление декан художественного факультета ВГИК В.В.Архипов, столкнувшийся с этой темой в собственной производственной практике. Об отсутствии качественной сценарной драматургии, которая бы давала повод для продуктивной работы даже талантливого и слаженного коллектива создателей фильма, посетовал один из самых востребованных сегодня кино-художников  В.В.Гудилин.  Взаимодействие художника с творческой  группой фильма стало темой выступления  художника С.В.Иванова, высказавшего негативное отношение к  стандартной  ныне ситуации, когда продюсер оказывает неоправданное давление на художественный процесс.

Доцент ВГИК художник В.А.Донсков затронул тему разрушения системы производственных цехов на студиях и исчезновения художественно- исполнительского звена, а также отсутствия серьезной правовой базы для художника-постановщика, что приводит  к его незащищенности.

Директор Британского консорциума школ, специалист по новейшим технологиям в системе подготовки художников кино и телевидения Е.Черкес-Заде  подчеркнула необходимость умения прогнозировать дальнейшие изменения в технологических возможностях киноиндустрии, чтобы выпускники вузов могли легко адаптироваться в новых условиях производства.

Академик С.А.Алимов призвал художников кино участвовать в художественных выставках и создавать большие законченные эскизы к кинофильмам, даже если они не будут использованы в процессе производства,  чтобы сохранить в себе художественную личность.

Выступили также художники и педагоги  С.М.Соколов  и В.А.Голубев. 
   
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства


Программа конференции          

Ведущий
Мессерер Борис Асафович
академик-секретарь Отделения ТКДИ РАХ

Приветственное слово от Президиума и президента З.К.Церетели  
Кошкин Олег Александрович

вице-президент, главный ученый секретарь РАХ

Выступления (регламент 10-15 минут):

Бланк Борис Лейбович
Народный художник РФ
президент гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ    
Кино - важнейшее из искусств? Постановка проблемы
      
Клейменова Ольга Константиновна
кандидат искусствоведения, доктор философских наук,
проректор ВГИК, профессор   
Роль художника в современном кинематографическом процессе. Развитие традиций?

Бархин Сергей Михайлович
академик РАХ, Народный художник РФ, профессор
Театр и кино. Взаимовлияние осталось в прошлом. Почему?
          
Гаджиев Аддис
вице-президент гильдии художников кино, куратор курса
художников- постановщиков Московской школы кино
Инновационные методы в работе художника фильма в практике современного  кинематографа и телевидения

Архипов Валерий  Валентинович
заслуженный художник РФ
декан художественного факультета ВГИК, профессор
Работа художника-постановщика в продюсерском кино.
   
Кислых  Вадим Иванович
Народный художник РФ, профессор ВГИК
Роль эскиза в работе  над образным строем фильма
           
Гудилин  Владимир Владимирович
художник кино       
Может ли в сегодняшнем кино выявиться личность художника?

Иванов Сергей Владимирович
художник кино, руководитель мастерской ВГИК         
Художник кино. Взаимодействие с творческой группой фильма

Донсков  Владимир Александрович
Заслуженный художник РФ     
Проблемы профессионализма в работе художника-постановщика
            
Черкес-Заде Екатерина
директор Британского консорциума школ          
Новейшие  методы и технологии в образовательной системе подготовки художников кино и телевидения. Перспективы по международной шкале.
 

     



      

       












версия для печати