Конференция «Кино – важнейшее из искусств? Художник фильма – перспектива»
Обсуждение Российская академия художеств
Отделение театрально - и кинодекорационного искусства
Союз кинематографистов России
Гильдия художников кино
Всероссийский институт кинематографии
Художественный факультет
«КИНО – ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ? ХУДОЖНИК ФИЛЬМА – ПЕРСПЕКТИВА»
17 ноября 2016 года
Белый зал Российской академии художеств
Пречистенка, 21
Своевременность и важность рассмотрения проблем, сложившихся в современном кинодекорационном искусстве, отметили во вступительном слове ведущий Конференцию академик-секретарь РАХ Б.А.Мессерер и в приветственном слове от имени Президента РАХ З.К.Церетели его заместитель С.П.Колов.
Дискуссионный характер предстоящего обсуждения определялся названием конференции и заранее заявленной тематикой выступлений.
Острые полемические вопросы, касающиеся изменения роли художника в современном кинопроизводстве, были поставлены президентом Гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ Б.Л.Бланком. С внедрением тотальной компьютеризации, исчезновением длительной предварительной работы над эскизами декораций и их дальнейшим освоением составом творческой группы фильма, почти окончательно ушла возможность влияния художника на образный строй картины. Художник превращается в шеф - дизайнера, наделенного скорее технологическими, чем творческими полномочиями. Это приводит к вторжению так называемого клипового мышления в киноиндустрию, потере целостного впечатления от фильмов. Такая порочная тенденция, отчасти продиктована необходимостью постоянно учитывать сложившуюся ныне систему восприятия массового зрителя. Возможно, произошедшие изменения – неизбежность, к которой молодым художникам придется приспосабливаться. Безусловно, всегда будут раритетные исключения, пытающиеся сохранить тепло живого ручного художественного труда. Но смогут ли они и их единомышленники противостоять распространившемуся технологическому насилию? Художнику придется как-то выживать.
Проректор ВГИК О.К.Клейменова, согласившись с некоторыми положениями выступления Б.Л.Бланка, внесла долю оптимизма в его мрачные прогнозы, во многом специально полемически заостренные. Она считает, что при всех перечисленных сложностях появилось некоторое поступательное движение в кинопроизводстве и выход на новый вариант синтеза. При этом привела ряд конкретных примеров.
Философским отношением к проблеме отличалось выступление академика С.М.Бархина. О преимуществах использования современных компьютерных программ для кинопроизводства, если они попадают в руки настоящих профессиональных художников, говорил вице-президент Гильдии художников кино, куратор курса в Московской школе кино А.Гаджиев. Особенностям работы художника-постановщика в продюсерском кино посвятил свое выступление декан художественного факультета ВГИК В.В.Архипов, столкнувшийся с этой темой в собственной производственной практике. Об отсутствии качественной сценарной драматургии, которая бы давала повод для продуктивной работы даже талантливого и слаженного коллектива создателей фильма, посетовал один из самых востребованных сегодня кино-художников В.В.Гудилин. Взаимодействие художника с творческой группой фильма стало темой выступления художника С.В.Иванова, высказавшего негативное отношение к стандартной ныне ситуации, когда продюсер оказывает неоправданное давление на художественный процесс.
Доцент ВГИК художник В.А.Донсков затронул тему разрушения системы производственных цехов на студиях и исчезновения художественно- исполнительского звена, а также отсутствия серьезной правовой базы для художника-постановщика, что приводит к его незащищенности.
Директор Британского консорциума школ, специалист по новейшим технологиям в системе подготовки художников кино и телевидения Е.Черкес-Заде подчеркнула необходимость умения прогнозировать дальнейшие изменения в технологических возможностях киноиндустрии, чтобы выпускники вузов могли легко адаптироваться в новых условиях производства.
Академик С.А.Алимов призвал художников кино участвовать в художественных выставках и создавать большие законченные эскизы к кинофильмам, даже если они не будут использованы в процессе производства, чтобы сохранить в себе художественную личность.
Отделение театрально - и кинодекорационного искусства
Союз кинематографистов России
Гильдия художников кино
Всероссийский институт кинематографии
Художественный факультет
«КИНО – ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ? ХУДОЖНИК ФИЛЬМА – ПЕРСПЕКТИВА»
17 ноября 2016 года
Белый зал Российской академии художеств
Пречистенка, 21
Своевременность и важность рассмотрения проблем, сложившихся в современном кинодекорационном искусстве, отметили во вступительном слове ведущий Конференцию академик-секретарь РАХ Б.А.Мессерер и в приветственном слове от имени Президента РАХ З.К.Церетели его заместитель С.П.Колов.
Дискуссионный характер предстоящего обсуждения определялся названием конференции и заранее заявленной тематикой выступлений.
Острые полемические вопросы, касающиеся изменения роли художника в современном кинопроизводстве, были поставлены президентом Гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ Б.Л.Бланком. С внедрением тотальной компьютеризации, исчезновением длительной предварительной работы над эскизами декораций и их дальнейшим освоением составом творческой группы фильма, почти окончательно ушла возможность влияния художника на образный строй картины. Художник превращается в шеф - дизайнера, наделенного скорее технологическими, чем творческими полномочиями. Это приводит к вторжению так называемого клипового мышления в киноиндустрию, потере целостного впечатления от фильмов. Такая порочная тенденция, отчасти продиктована необходимостью постоянно учитывать сложившуюся ныне систему восприятия массового зрителя. Возможно, произошедшие изменения – неизбежность, к которой молодым художникам придется приспосабливаться. Безусловно, всегда будут раритетные исключения, пытающиеся сохранить тепло живого ручного художественного труда. Но смогут ли они и их единомышленники противостоять распространившемуся технологическому насилию? Художнику придется как-то выживать.
Проректор ВГИК О.К.Клейменова, согласившись с некоторыми положениями выступления Б.Л.Бланка, внесла долю оптимизма в его мрачные прогнозы, во многом специально полемически заостренные. Она считает, что при всех перечисленных сложностях появилось некоторое поступательное движение в кинопроизводстве и выход на новый вариант синтеза. При этом привела ряд конкретных примеров.
Философским отношением к проблеме отличалось выступление академика С.М.Бархина. О преимуществах использования современных компьютерных программ для кинопроизводства, если они попадают в руки настоящих профессиональных художников, говорил вице-президент Гильдии художников кино, куратор курса в Московской школе кино А.Гаджиев. Особенностям работы художника-постановщика в продюсерском кино посвятил свое выступление декан художественного факультета ВГИК В.В.Архипов, столкнувшийся с этой темой в собственной производственной практике. Об отсутствии качественной сценарной драматургии, которая бы давала повод для продуктивной работы даже талантливого и слаженного коллектива создателей фильма, посетовал один из самых востребованных сегодня кино-художников В.В.Гудилин. Взаимодействие художника с творческой группой фильма стало темой выступления художника С.В.Иванова, высказавшего негативное отношение к стандартной ныне ситуации, когда продюсер оказывает неоправданное давление на художественный процесс.
Доцент ВГИК художник В.А.Донсков затронул тему разрушения системы производственных цехов на студиях и исчезновения художественно- исполнительского звена, а также отсутствия серьезной правовой базы для художника-постановщика, что приводит к его незащищенности.
Директор Британского консорциума школ, специалист по новейшим технологиям в системе подготовки художников кино и телевидения Е.Черкес-Заде подчеркнула необходимость умения прогнозировать дальнейшие изменения в технологических возможностях киноиндустрии, чтобы выпускники вузов могли легко адаптироваться в новых условиях производства.
Академик С.А.Алимов призвал художников кино участвовать в художественных выставках и создавать большие законченные эскизы к кинофильмам, даже если они не будут использованы в процессе производства, чтобы сохранить в себе художественную личность.
Выступили также художники и педагоги С.М.Соколов и В.А.Голубев.
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства
Программа конференции
Ведущий
Мессерер Борис Асафович
академик-секретарь Отделения ТКДИ РАХ
Приветственное слово от Президиума и президента З.К.Церетели
Кошкин Олег Александрович
вице-президент, главный ученый секретарь РАХ
Выступления (регламент 10-15 минут):
Бланк Борис Лейбович
Народный художник РФ
президент гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ
Кино - важнейшее из искусств? Постановка проблемы
Клейменова Ольга Константиновна
кандидат искусствоведения, доктор философских наук,
проректор ВГИК, профессор
Роль художника в современном кинематографическом процессе. Развитие традиций?
Бархин Сергей Михайлович
академик РАХ, Народный художник РФ, профессор
Театр и кино. Взаимовлияние осталось в прошлом. Почему?
Гаджиев Аддис
вице-президент гильдии художников кино, куратор курса
художников- постановщиков Московской школы кино
Инновационные методы в работе художника фильма в практике современного кинематографа и телевидения
Архипов Валерий Валентинович
заслуженный художник РФ
декан художественного факультета ВГИК, профессор
Работа художника-постановщика в продюсерском кино.
Кислых Вадим Иванович
Народный художник РФ, профессор ВГИК
Роль эскиза в работе над образным строем фильма
Гудилин Владимир Владимирович
художник кино
Может ли в сегодняшнем кино выявиться личность художника?
Иванов Сергей Владимирович
художник кино, руководитель мастерской ВГИК
Художник кино. Взаимодействие с творческой группой фильма
Донсков Владимир Александрович
Заслуженный художник РФ
Проблемы профессионализма в работе художника-постановщика
Черкес-Заде Екатерина
директор Британского консорциума школ
Новейшие методы и технологии в образовательной системе подготовки художников кино и телевидения. Перспективы по международной шкале.