Межинститутский семинар искусствоведов «Природа пластического чувства. Классическое понимание и метаморфозы»

 

Межинститутский семинар искусствоведов
«ПРИРОДА ПЛАСТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА. КЛАССИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ И МЕТАМОРФОЗЫ»


Что такое пластическое чувство?  Это способность переживать удовольствие от восприятия целостности и единства живописной, скульптурной формы? Или же пластическое чувство вспыхивает уже и там, где явлен локальный артистический жест, фрагмент художественного почерка, некомпозиционный предварительный этюд?  Как эволюционирует природа пластического чувства в истории, к созерцанию чего мы сегодня стремимся, в чем видим совершенное художественное качество?  Ведь в XXI веке востребованы и классика, и архаика. Стала общим местом в искусстве атектоническая композиция. Распыленный цвет часто теснит локальный. Расфокусированная фотография претендует на то, чтобы нести более «говорящие смыслы», чем сфокусированная. Как определить и искусствоведчески обосновать «линии влияния»?

 Понятно, что переживание пластического чувства рождается в результате восприятия. Значит, оно тесно связано с тем, что определяется как художественная потребность. Ну а что же формирует саму природу художественных потребностей:  запросы зрителя или же в историческая внутренняя логика развития рисунка, тональных отношений, композиционного мышления? Ведь в последних факторах также таится побуждающая закономерность, пружина, которая владеет рукой художника.

В какой мере классическое наполнение понятий «мера», «гармония», «композиция» работает в современном искусстве? Может быть, метаморфозы пластического чувства, сталкивающегося в актуальных произведениях с острой художественной драматургией, с переживанием ранящих эмоций заведомо рассчитаны на то, чтобы «процарапать» зрителя, вызвать у него чувство неудобства, дискомфорта – как своеобразный способ «включения» в зрительскую коммуникацию?  Говоря другими словами,  переживание катарсиса сегодня становится сложнейшим процессом, зависящим не только от оптики, от смотрящего глаза, но и от художественной осведомленности зрителя. От его background’a, от способности сопрягать сложные коннотации, постигать творческие метафоры, владеть в полной мере историей языка искусства.

Как известно, художественное образование в нашей стране – это, прежде всего,  дифференцированная, продуманная система овладения классическим мастерством, ремеслом, постижения «тайны формы».  В какой момент молодой художник способен заговорить собственным языком? Творчески взлететь и поразить всех силой своей самобытности, при этом часто «нонклассической»?   Как и почему в языки молодых художников вторгается то, что мы определяем как «художественная деформация»?   Можно ли различить художественную деформацию как выношенный выразительный прием и деформацию как бессодержательный эпатаж?

Все эти  трудные вопросы будут предметом дискуссии 16 сентября 2015 года в 14 часов на заседании Межинститутского семинара искусствоведов. Этот семинар, как и прежде проводит Отдел теории искусства Института теории и истории изобразительных искусств РАХ. Ведет семинар – доктор философских наук, профессор, академик РАХ О.А.Кривцун. Выступающие –  доктор искусствоведения академик РАХ А.К.Якимович, кандидат искусствоведения Т.В.Малова, доктор искуссствоведения, профессор, заведующая кафедрой искусства Нового и Новейшего времени РГГУ Л.Ю.Лиманская, доктор философских наук О.Б.Дубова, доктор искусствоведения, профессор ВГИКа А.М.Буров, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Е.В.Сальникова, доктор искусствоведения В.Г.Арсланов, кандидат философских наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова  Е.А.Кондратьев, кандидат философских наук С.С.Ступин, кандидат философских наук О.В.Беспалов и другие.

НИИ РАХ








версия для печати