Л.Полищук и С.Щербинина «БОЛЬ И ЛЮБОВЬ». Живопись.

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


Леонид ПОЛИЩУК и Светлана ЩЕРБИНИНА

«БОЛЬ И ЛЮБОВЬ». Живопись

Вернисаж – 31 октября в 17.00



Острый драматизм пронизывает творчество народных художников России, членов-корреспондентов Российской академии художеств Леонида Полищука и Светланы Щербининой. На выставке в залах академии известные мастера монументальной живописи предстают в новом качестве – как авторы станковых картин, в которых затронуты многие проблемы российской жизни
.
Творчество Л.Полищука и С.Щербининой, принадлежащих к поколению «шестидесятников», обнажает болевые точки современности, оно полно тревожных раздумий о настоящем и будущем России. В центре их вселенной – образ человека, страдающего и пытающегося найти выход в тупиках ХХ века; он трактован правдиво и эмоционально, с истинно гуманистическим пафосом. Творчество этих авторов буквально пронизано стихией сопереживания, которая реализуется в экспрессивной живописной пластике. Именно так, на новом уровне осмысления, мастера продолжают национальную традицию критического реализма.
Возможно, сегодня Л.Полищук и С.Щербинина – старейший в Москве арт-дуэт, ведь их совместная деятельность в искусстве длится уже более полувека. Среди их произведений – самая грандиозная в Европе (12 х 45 метров) мозаика “Исцеление человека” на здании библиотеки Российского государственного медицинского университета им. Пирогова (Москва) и роспись “Консилиум” в его вестибюле, витражи в Институте кибернетики и Институте океанологии Российской академии наук, гигантские мозаики на фасаде спорткомплекса в Ташкенте, витраж “Пегас” во дворце культуры гор. Уфы, мозаика “Сургутская мадонна” на фасаде аэропорта гор. Сургута. Все эти работы полны энергии добра и сострадания, неотделимой от высокого профессионализма: в сложнейших архитектурных ситуациях Л.Полищук и С.Щербинина всегда находили нестандартные решения, отмеченные знаком их мощной индивидуальности.
 Однако судьба мастеров складывалась непросто. На долгом творческом пути дуэту довелось пережить подлинную трагедию для художника – гибель своих работ, причем таких крупных, как мозаики в Москве и огромный витраж в Уфе: они были уничтожены по воле идеологов КПСС. Сильная, но неожиданная образность, необычный пластический язык, заряд мощной художественной экспрессии не вписывались в «нормативы» для искусства по версии советских функционеров. Созданный дуэтом Полищук-Щербинина памятник Губкину в Уфе был за ночь снесен бульдозером.
Жизнь Леонида Полищука – художника мощного темперамента и огромной творческой воли - могла бы стать сюжетом киноромана, отражающего судьбы России в ХХ веке. Живопись мастера недаром отмечена автобиографичностью и пафосом горького анализа окружающей действительности. Художник родился в 1925 году в семье революционеров, в начале 1930-х годов вместе с родителями жил в Берлине (отец художника возглавлял Техноэкспорт СССР), подростком разносил газету немецких коммунистов “Роте Фане”. Вскоре по возвращении семьи в Москву родители Полищука были репрессированы. Художник прошел фронты Великой Отечественной войны с 1942 года и до самого ее окончания, участвовал в Параде Победы 24 июня 1945-го и демобилизовался лишь в 1949 году. Награжден орденами «Славы» и «Отечественной войны», медалями «За взятие Вены», «За отвагу», «За победу над Германией». Поступив в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ), в 1952 году расформированный, Л.Полищук был вынужден завершить учебу в ЛВХПУ им. Мухиной, который окончил в 1956 году. Тем же, в стенах «Мухинки», художник познакомился с будущей женой, Светланой Щербининой (род 1930), – в дальнейшем бессменным соавтором его монументальных и станковых работ. О своей нелегкой, но яркой жизни Л.Полищук поведал в автобиографической книге «Леонид. Записки великого тайного художника» (Москва, “Галарт”, 2010),которую можно приобрести во время вернисажа.
 В последние два десятилетия Полищук и Щербинина работают как станковисты, продолжая образный строй своей монументальной живописи. По силе воздействия, символичности, точности эмоционального посыла и степени обобщения их работы не имеют аналогов. Авторы убеждены, что воплощения достойны только вечные темы: рождение, материнство, смерть, боль, милосердие. Вместе с тем художники выступают жесткими критиками событий отечественной и мировой истории. Главный герой их произведений - противоречивый, мятущийся, полный страданий и героизма ХХ век. Их полотнам, как прежде – витражам и мозаикам, присущи эпичность, трагическое звучание; авторы полны стремления переосмыслить судьбы страны, дать ответ на острые вызовы современности. Именно так, публицистически, звучат их полотна “Плач по афганцу”, “Красная пирамида”, написанная на смерть Андрея Сахарова картина «Голгофа». Высоким нравственным чувством проникнуты холсты «Панель», «Колесо», «Предательство», «Террор /Гурьянова, 19/», «Разрушенная Венера», живописный цикл «Боль и любовь», ряд живописных портретов и графических листов.
 Экспозиция включает 10 крупноформатных произведений живописи – часть цикла «Боль и любовь» - из авторского собрания.

Выставка открыта с 31 октября по 10 ноября 2013 года.


Управление информации Российской академии художеств.



Возврат к списку

версия для печати