Выставка А.В. Лохина «Приглашение к Романтике»

 

Другие выставочные залы


На выставке «Приглашение к Романтике», посвященной 55-летию творческой деятельности Адольфа Лохина, представлены картины разных лет, что дает возможность увидеть новаторство его ранней живописи и ее актуальность сегодня. Работам художника характерно романтическое содержание, насыщенность колорита, динамика рисунка, что придает им большую эмоциональную выразительность. В своем творчестве Лохин следует основному принципу эстетики романтизма – изображать вещи такими, какими их видит именно он, создавая единую систему координат мировосприятия, которая объединяет все его работы.
Выставка открывается циклом картин, посвященным революционным событиям в России, который представлен наиболее яркими произведениями: «Избраны Революцией» (1987), «Пламенность» (1979), «Красный агитатор» (1970), «Поэты Революции», «За Революцию».  Создавая эти картины, автор ставил перед собой сложную задачу – спустя десятилетия по-новому взглянуть на личности, причастные к крупным историческим событиям в России.
На протяжении всего творческого пути Лохина не перестает волновать тема Великой Отечественной войны. Но в большинстве его картин мы не увидим кровопролитных битв и решающих сражений. Тема войны в его живописи выражается передачей настроения людей, переживших эти события. На этой выставке художник представляет военный цикл мощными по эмоциональной напряженности работами разных лет: «Клятва» (1978), «Проклятие фашизму» (1986), «Память» (1970), «Возмездие» (2012), а также графической серией «Я помню» (2005).
Еще один цикл, представленный на выставке, – это картины-портреты: «Увидеть море в парусах. Портрет Александра Грина» (1972), «Есенин в Бухаре» (1995), «Утро в Михайловском. Портрет А.С. Пушкина» (1980), «Бетховен» (1969), тройной портрет «Поэты» (1967). Эти работы отличаются особой манерой исполнения и носят повествовательный характер, отражая личное отношение автора. Художник погружает каждого героя картины-портрета в атмосферу, которая, по его мнению, наилучшим образом подчеркивает своеобразие личности, романтику ее внутреннего мира.
Сложнейшей задачей для Лохина явилось создание живописного музыкального цикла, который представлен картинами «Флорентийские ночи. Гейне о Паганини» (1972), «Ноктюрны Шопена» (2010), «Россия. Рахманинов» (2013). Попытка передать музыку живописью потребовала новых идей. Художник в полной мере использовал все средства воздействия на зрителя – при помощи цвета и композиции он создал для каждого композитора свою реальность, в которой рождалась музыка с ее индивидуальными оттенками и настроением. Во все эти работы автор заложил скрытый смысл. Так, в новой картине «Россия. Рахманинов» утверждается идея современности композитора, выразившего наиболее точно в своей музыке дух и простор России.
Наряду со взаимодействием живописи и музыки Лохина интересовало отображение связи искусства и науки. Для реализации этой задачи в цикле картин «Человек и пространство» художник включил в композиционное решение обнаженную модель, которая олицетворяет искусство, погруженное в мир науки. Основной темой картин «Мысль свободна» (1996), «Бесцеремонное любопытство» (2007), «Кибернетическая печаль» (2008) является столкновение и взаимопроникновение искусства и науки, которые эстетически близки в красоте и гармонии.
Интерес художника к русскому наследию воплотился в работах цикла «Россия и древнерусские города». Путешествия по древнерусским городам, знакомство с их культурным наследием не могли не отразиться в живописи Лохина. Картиной «Ростов» (1984) художник попытался воссоздать впечатление от многоликости города. Для воплощения этой идеи он воспользовался искусственным приемом – стилизовал живопись под коллаж с наложением разных пространственных горизонтов, совмещая на одном полотне наиболее интересные элементы архитектуры Ростова Великого.
Итогом путешествий Лохина по стране явилось создание множества пейзажей. В них художник находит свежие цветовые решения для воспроизведения ярких природных явлений. Эти пейзажи одухотворены, они не совсем реальны и порой фантастичны. Автор отказывается от идеи изображать природу с фотографической точностью. По его мнению, создание «своей природы», своего искусственного мира, где большую роль играет образное мышление художника, - это и есть основная задача современного живописца, это и является признаком его мастерства.
Живопись Лохина наполнена красотой его романтического мировоззрения. Сила мастерства и острота чувственного восприятия жизни в полной мере отражаются в его работах, усиливаясь в своем сочетании. Пройдя долгий творческий путь, оставаясь верным своим принципам живописца, Адольф Лохин в своих картинах продолжает восхищаться многообразием мира.

АДОЛЬФ ВИКТОРОВИЧ ЛОХИН
Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Международной Академии Искусства и культуры, Почетный ветеран Подмосковья, родился 12 февраля 1934 года в селе Пречистое Ярославской области. По окончании школы Лохин поступил в Московский авиационно-технологический институт. Одновременно с учебой он посещал изостудии в ДК МГУ им. М.В. Ломоносова и Московском доме ученых под руководством В. Руцая.
Своей первой награды, диплома лауреата I степени, Лохин был удостоен в 1957 году на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, которая прошла в рамках Международного Фестиваля молодежи и студентов в Москве. А уже через год в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась его первая персональная выставка, ознаменовавшая собой начало творческой деятельности.
В 1959 году Лохин поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова на факультет живописи. Среди его педагогов были выдающиеся мастера - В. Цыплаков, А. Соловьев, М. Алпатов, А. Чегодаев, М. Иваницкий. На третьем курсе Лохину была вручена первая премия за победу в конкурсе студенческих работ, посвященном В.И. Ленину.
Еще студентом, молодой художник начал преподавать в вечернем станкостроительном техникуме при заводе «Красный пролетарий» и одновременно руководить изостудиями ДК Энергетического института и ДК МГУ им. М.В. Ломоносова (где в 1967 году был награжден Дипломом Московского городского фестиваля). В этот период Лохин вместе со своими учениками много путешествовал по Русскому Северу, Средней Азии и древнерусским городам.
Позднее, по путевкам ЦК ВЛКСМ он ездил на строительство Братской ГЭС и в город целинников Кустанай, затем – на Дальний Восток. Впечатления от увиденного художник передал в своих картинах. Сегодня около 70 его живописных и графических работ находятся в Музее истории Братска. В конце 90-х годов Лохин, посетив испытательный космодром «Плесецк», выполнил для музея истории космодрома серию работ на тему «Офицеры».
В 1965 году, после окончания Суриковского института, Лохин был распределен в Московский областной Художественный фонд, где вел активную творческую деятельность. Проявляя интерес ко всем жанрам, художник выполнил огромное количество заказных живописных и монументальных работ в различной технике: роспись, сграффито, мозаика, витраж, за которые неоднократно был награжден в номинации «Лучшая работа года».
В 1969 году Лохин был принят в Союз художников СССР.
География его творчества обширна. Сибирь, Кубань, Русский Север, Средняя Азия, Кавказ - впечатления от этих поездок отражены в его картинах. Лохин участвовал в более ста художественных выставках. Его персональные выставки с успехом прошли в залах Москвы и Подмосковья, а также в городах Сибири – Братске, Иркутске, Усть-Илимске и за рубежом – в бельгийском Антверпене и финской столице Хельсинки, где отмечался большой интерес к творчеству автора.


Открытие выставки состоится 6 июня 2013г. в 16:30
Адрес: Крымский вал д.8, кор. 2
Тел. 8-499-238-22-04






версия для печати