Выставка Владимира Буйначева «Мир, в котором я живу»

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Традиционно русские образы характерны для творческого почерка известного скульптора, члена-корреспондента Российской академии художеств Владимира Буйначева. Персональная выставка мастера приурочена к его 75-летию.
Владимир Петрович Буйначев (род. 1938) вступил на российскую арт-сцену вскоре после окончания в 1967 году Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне МВХПА имени С.Г.Строганова). С 1969 года — член Московского союза художников, активно выступающий на российских и международных выставках и скульптурных симпозиумах. Член правления Объединения московских скульпторов, принимает деятельное участие в жизни профессионального сообщества.
Искусству скульптуры Буйначев посвятил сорок лет, овладев секретами работы с различными материалами, от гранита до керамики. В начале творческого пути скульптор предпочитал дерево, затем увлекся скульптурой в камне, позже обратился к бронзе. Главное для мастера – бережное отношение к материалу, особенно к камню: «Важно сохранить природную индивидуальность каждого камня», - считает Буйначев. В одной из своих книг он написал: «Скульптура – это путешествие. Путешествие в мир пространства и формы. В мир пространства и времени… Не занимаюсь предвидением, а всегда стараюсь только соучаствовать в пластическом перерождении материала и живу, как он живет, всегда в надежде на неожиданное, непредсказуемое, даже чудесное».
Произведения В.Буйначева хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, Музее А.С.Пушкина (Москва), Музее М.В.Нестерова (Уфа) и других музеях России, а также в ряде зарубежных музеев и частных собраний, в т.ч. в Болгарии, Венгрии, Германии, США, Швеции, Югославии, Японии.
Постичь творческий метод скульптора помогает его собственное определение: «старание приблизиться к пониманию великих, сокровенных тайн существования форм в пространстве». Впитавший классическую школу «Строгановки», среди скульпторов ХХ века Буйначев особенно ценит Генри Мура и Марино Марини. В то же время считает себя последователем Дмитрия Цаплина - скульптора-самоучки, который был послан Луначарским на учебу за рубеж, получил признание в Испании и Франции, но в Советской России не был оценен по достоинству. Переосмысливая жизнь Цаплина как трагедию непризнанного гения, Буйначев многое сделал, чтобы вернуть его имя из забвения. Выдающемуся скульптору посвящен и ряд работ в составе экспозиции. 
Выставка в залах Российской академии художеств отразит многогранность таланта В.Буйначева: наряду с произведениями скульптуры в экспозицию войдут стихи и книги. Литература играет ключевую роль в творческой жизни мастера. Еще в юности его увлек мир слова: скульптор пишет стихи и прозу, изучает памятники русской литературы. Многие годы он разгадывает тайны «Слова о полку Игореве»; выдвинув гипотезу о зашифрованности этого летописного памятника, Буйначев дал свою версию дешифровки и датировки. Собственный перевод старинного текста он включил в книгу 1998 года «Новое прочтение „Слова о полку Игореве“: автор известен», где сделал попытку доказать принадлежность произведения конкретному историческому лицу. Параллельно создана серия скульптурных работ, посвящённых князю Игорю, в том числе его воображаемый портрет в мраморе и композиция «Ярославна». В 2008 году в другую книгу Буйначева вошли исследование «Тайнопись „Слова о полку Игореве“» и роман «Самдруг тропою испытаний».
Скульптора всегда интересовала отечественная история, в том числе связанная с Русской православной церковью, пример тому – скульптура в дереве «Огненный протопоп». Наряду с этим целый ряд работ Буйначева доносит эмоциональный отклик на события недавней истории России. Подобные произведения, которые сам автор называет концептуальными, по стилистике близки школе московского концептуализма. Среди них композиции «Преодоление», «Серпомолоты», «Скважина», соединившие различные материалы (сталь, гранит, стекло, дерево) и редимейд-элементы, гранитная «Красная лопата», работа в текстиле «Мне холодно в Москве».
Нередко мастер воплощает в скульптуре литературные сюжеты и образы выдающихся литераторов - А.С.Пушкина, князя А.И.Мусина-Пушкина, поэта Николая Рубцова. Яркой образностью отмечены работы «Баснописец», «Старый поэт» и «Поэт-концептуалист», композиции «Полей осенних тонкий аромат», «Роковые яйца» и многие другие.
В целом выставка включает свыше 70 произведений, большинство из них созданы на протяжении последнего десятилетия.
Выставка открыта с 15 мая по 2 июня 2013 года.


Управление информации Российской академии художеств





версия для печати