К 80-летию Б.А.Мессерера

 

15 марта исполняется 80 лет  народному художнику РФ, Лауреату Государственных премий РФ, действительному члену Российской академии художеств  Б.А.Мессереру.

Восьмидесятилетие Бориса Асафовича Мессерера - значимое событие не только для Академии художеств и изобразительного искусства в целом, но и для самых широких общественных кругов России. Он является знаковой фигурой в истории художественно-демократического движения страны. Именно в его творческой мастерской собирались в шестидесятые- семидесятые годы прошлого века молодые литераторы, режиссеры, актеры, музыканты, объединившиеся по принципу « возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по - одиночке». К нему тянутся умные и неординарные личности, он умеет оценить, подхватить и развить любую разумную творческую идею. Его авторитет в среде российской интеллигенции необычайно высок.

Но, безусловно, в первую очередь, Борис Асафович известен как выдающийся сценограф и дизайнер выставок, успешный живописец и график. В театрально-декорационном искусстве он принадлежит к лидерам новой волны шестидесятников, отказавшихся от ставших к тому времени рутинными, повествовательных принципов оформления театральных постановок. Возродив многие сценографические тенденции 20-30-х годов, они создали новый стиль концептуальных декорационных решений на основе широкой художественной свободы. Сегодня эскизы декораций и костюмов к тем новаторским спектаклям стали классикой отечественного театрально-декорационного искусства.

Выставка, посвященная сценографическому творчеству Б.А.Мессерера, открывается 15 марта, в день юбилея, в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. В экспозиции кратко представлен весь театральный путь художника, начиная с первых постановок в театре «Современник», в том числе «Назначение» А.Володина (1963 г.) , и кончая балетом «Светлый ручей» Д.Шостаковича в Большом театре (2003 г.) Среди экспонатов выставки - эскизы декораций и костюмов, макеты к спектаклям «Подпоручик Киже» С.Прокофьева и «Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р.Щедрина в Большом театре, «Клоп» Д.Шостаковича для ленинградского ансамбля «Хореографические миниатюры», «Самоубийца» Н.Эрдмана в Театре Сатиры, «Принц и нищий» по М.Твену, «Борис Годунов» А.Пушкина, «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому, «Привидения» Г.Ибсена в МХАТе и многие другие. Кроме работ, принадлежащих Бахрушинскому музею, представлены произведения из Музея Музыкальной культуры им. Глинки, Музеев Большого театра и МХАТа, из мастерской художника.

Большая выставка  произведений Б.Мессерера откроется в Государственной Третьяковской галерее (Инженерный корпус) 10 апреля, в день рождения Беллы Ахмадулиной, жены Бориса Асафовича, три года тому назад ушедшей из жизни. На этой выставке будут представлены живопись, графика и инсталляции.

В начале апреля в Белом зале Российской академии художеств должно состояться чествование юбиляра на заседании Президиума. К этому событию будет развернута небольшая выставка графических работ Б.А.Мессерера.

В двух первых номерах за 2013 год журнала «Октябрь» опубликованы воспоминания Бориса Асафовича о детстве, родителях, жене, поездках в Грузию. Они перекликаются с очень интересной серией его мемуаров «Промельк Беллы», напечатанных в конце 2011 года в журнале «Знамя».






версия для печати