К 150-летию А.Я.Головина

 

1 марта 2013 года - 150 лет со дня рождения А.Я.Головина -  одного из  блистательных мастеров  искусства серебряного века. Живописец, график ,сценограф, дизайнер интерьеров и мебели,   художник  абрамцевского кружка, активный участник объединения «Мир искусства»,  автор (совместно с М.Врубелем)  майоликового фриза гостиницы Метрополь в Москве,  и совместно с К.Коровиным –оформления российского  павильона на Всемирной выставке  в Париже 1900 года,  художник дягилевских «Русских сезонов» в Париже, А Головин оставил богатейшее творческое наследие. Его произведения украшают коллекции Государственной Третьяковской  галереи, Государственного Русского музея,  ГМИИ им.А.С.Пушкина,  театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея И.И.Бродского (НИМ РАХ) в Санкт-Петербурге и многих других.

Александр Яковлевич Головин родился в Москве 1 марта  1863 года, в семье священника. Учился в Катковском лицее,  с 1878 года, после смерти отца, в  Поливановской гимназии, в которой обучались  знаменитые поэты В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин и многие другие. В 1881 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре перевелся на живописное отделение. Занимался  в классах  И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского, В.Д Поленова. Здесь познакомился с  Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Именно Нестеров представил Головина Врубелю. После смерти матери в 1884 году остался без средств к существованию и в первые годы по окончании училища подрабатывал подмастерьем у декоратора А. Томашки, занимался росписью цветов на атласе под заказ.  В 1889   посещал Академию Коларосси, в 1897 - школу-студию Витти  в Париже.

В 1898 году А.Головин был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформил спектакли Большого театра в Москве,- оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». В 1901  переехал в Петербург. С 1902 года Головин занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Создавал работы для Александринского и Мариинского театров: эскизы костюмов и декораций к операм  «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка; «Каменный гость» А. С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства»,  К. Гамсуна; «Гроза» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова; «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского и многим другим.

С 1899 - постоянный  участник  выставок  «Мира искусства, с 1902 года -  член объединения  и один из сотрудников журнала «Мир Искусства». В 1903 вступил в Союз русских художников. С 1906 по 1907 год создал цикл декораций к опере Ж.. Бизе «Кармен», а также  серию  портретов испанок, который можно считать отдельным циклом работ. С  1908 по 1917 год сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже. Совместно с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.

С 1912 года -  действительный член Академии художеств. С 1928 года- народный артист РСФСР.
С 1913 года и до своей кончины в 1930 году жил в Царском Селе.


«В  его творчестве — в театральных эскизах — любимым мотивом его было как бы изящное кружево, тонкая ювелирная работа... Он был как бы зачарован изысканностью орнамента... Его рисунки костюмов замечательные... Он был изящнейший художник». К Коровин






версия для печати