Выставка «В созвездии имен» в МАХЛ РАХ

 

Другие выставочные залы


Место проведения: МАХЛ РАХ (г. Москва, ул. Крымский Вал, 8, корп. 2.)
Сроки проведения: 6.08.2010 - 25.08.2010.


Московский художественный лицей Российской Академии художеств при финансовой поддержке ЗАО КБ «Ситибанк»представляет уникальную выставку «В созвездии имен», в рамках которой вниманию клиентов Ситибанка, а также широкой аудитории представлено более 150 ранее невыставлявшихся произведений современных российских художников.
Среди экспонатов – работы таких известных представителей современного художественного мира, как президент РАХ З.К. Церетели, С. Андрияка, Д. Санджиев, Г.Правоторов, С. Цигаль и других. Почти все мастера «созвездия», будучи выпускниками старейших художественных вузов России, связаны с классической традицией русской изобразительной школы, многие из них являются членами Российской академии художеств.
Директор Московского художественного лицея А. Ястребенецкий, выразив благодарность Ситибанку за участие в этом проекте, отметил, что уникальность этой выставки заключается, прежде всего, в том, что она обобщает богатый художественный материал и органично объединяет разные творческие тенденции. На выставке можно получить представление обо всём, что входит в сферу интересов современного художника – от религиозно-философской метафизики до иронического гротеска, от запечатлённых дорожных наблюдений до сложнейшей многоуровневой медитации.
«Для нас большая честь сотрудничать с Московским художественным лицеем, воспитанники которого во многом определяют направления развития современного российского искусства, – отметил Директор департамента кредитных продуктов ЗАО КБ «Ситибанк» Михаил Бернер. – Мы ценим возможность внести вклад в поддержку развития художественного образования в России, стране, славящейся своими культурными традициями».
В рамках выставки посетители смогут приобрести понравившиеся им работы.

___________________________________________________________

«Есть красивые горы, да нет хорошей дороги», – это философское наблюдение из старинного китайского трактата метафорично отражает ту атмосферу замкнутости, в которой достаточно часто оказывается художественный образ после его создания. В определенном смысле «хорошую дорогу» к картине прокладывает выставка. Экспозиция «В созвездии имен», устраиваемая в залах музейно-выставочного комплекса Московского академического художественного лицея Российской академии художеств при финансовой поддержке ЗАО КБ «Ситибанк», ориентирована на решение именно этой сложной задачи – организации цельного пространства, в котором органично звучали бы разные по индивидуальной интонации голоса ведущих мастеров в области современного изобразительного искусства.
Выставка «В созвездии имен», являясь смысловой точкой схода нескольких задач, обнаруживает принципиально важную общность. Тонально объединяя творческие поиски выдающихся современных художников, экспозиция позволяет на уникальном уровне почувствовать эстетическую динамику искусства конца XX – начала XXI века. Почти все мастера «созвездия», будучи выпускниками старейших художественных вузов России (Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова), так или иначе связаны с классической традицией русской изобразительной школы. Причем связь эта проявляется многопланово – как в последовательном развитии художественных принципов «старых мастеров», так и в авангардных поисках новых эстетических призм.
В тематическом плане выставка «В созвездии имен» обобщает богатый художественный материал, концептуально настаивая на главной идее проекта – органичной согласованности разных творческих тенденций, объединенных высоким критерием искреннего отношения к искусству. На выставке демонстрируются около 150 живописных и графических работ, отличающихся по жанру и стилистике. Так, например, лирические образы замечательного мастера классической акварели С. Андрияки дают возможность почувствовать тонкую интерпретацию лучших традиций романтико-реалистической школы. Стоит подчеркнуть, что русское искусство всегда с особым трепетом и вниманием всматривалось в те нюансы, которые может подсказать только природа. На выставке «В созвездии имен» эта исторически выработанная особенность каждым художником отражена по-своему. Живописные полотна Г. Проваторова пробуждают размышления о вечном «деревенском» бытии русской души – той души, щемящую скорбь и поэзию которой некогда, уже в ставшие историей искусства «1960-е», внес в свои картины Виктор Попков.
Однако реалистические истоки никогда не сковывали выразительного языка художественного преображения. Напротив, подлинное в своих истоках переживание обуславливает убедительность и неповторимость визуальных модуляций. Яркий эмоциональный всплеск, подобно музыкальной гармонии, сообщает образам З. Церетели характер непосредственного импульсивного выражения красочной стихии. Артистический поиск пластически-звучных художественных форм отличает работы М. Гатауллиной, решающей задачи образной работы с плоскостью. Выразительные конструктивные ходы повышают степень динамического напряжения в «шелкографской» серии Б. Бельского «Флот Российский». Экспериментальный язык иносказания наполняет загадочной метафоричностью произведения А. Ястребенецкого. Работы художника из серии «Раскопки» уже на уровне декоративной фактуры доносят глубокий золотисто-знойный дух древности. Дымка иллюзорных трансформаций веет в лиловых полях «Метаморфоз полуночи» Д. Санджиева, соседствуя с монохромной поэзией «зацветающих» лоз С. Цигаля. Работы известного художника-путешественника (например, «Ирисы») на новом уровне развивают творческие заветы древнейших жанров китайской живописи на свитках (живописи птиц, цветов, бамбука): «писать неодухотворенные камни совершенно недопустимо». Однако не только эстетика созерцательности, но и трагический пафос нравственных метаний нашел отражение в выставляемых произведениях. Волнообразные ритмы графического цикла А. Смирнова «Апокалипсис», прорываемые готическими крыльями взыскующих ангелов, словно подносят страстный вопрос к уху нашего века: зачем «ведение Бога отверг и вслед сердца твоего ходил»?
Хочется отметить тот факт, что среди 20 участников экспозиции «В созвездии имен» представлены работы не только зрелых мастеров, но и произведения художников более молодого поколения, творческие поиски которых на современном этапе очень часто обращены к экспрессивным и символистским экспериментам искусства начала XX века. Яркими и самобытными примерами подобных тенденций могут служить произведения выпускников Творческой мастерской академика Х.А. Якупова (Казань) Е. Мальцевой и М. Орлицкого, словно гипертрофирующих «жестокий» шарм Венского сецессиона. Иной внутренний лад ощутим в работах выпускников МГАХИ им. В.И. Сурикова, демонстрирующих навыки обращения с художественной плоскостью, приобретенные в мастерской монументальной живописи академика Е.Н. Максимова. Уже на протяжении двух десятилетий Максимов, будучи одним из ведущих художников-монументалистов нашего времени (как говорили в старину – знаменщиков), среди работ которого росписи Храма Христа Спасителя в Москве и Свято-Никольского собора в Нью-Йорке, занимается активной преподавательской деятельностью. Вообще, почти все художники, принимающие участие в выставке «В созвездии имен», связаны с жизнью современной Академии художеств, начиная с ее Президента – Зураба Константиновича Церетели. Не ограничиваясь исключительно индивидуальными творческими поисками, мастера активно занимаются проблемами усовершенствования образовательной системы, являясь преподавателями художественных вузов как внутри системы Российской академии художеств, так и в иных высших и средних профессиональных заведениях.
Можно было бы еще довольно долго перечислять художественное своеобразие работ каждого из участников выставки. Однако в маленькой обзорной статье хочется прежде всего передать сущность выставочной стихии, которая, как и любая художественная речь, начинается за пределами проговаривания всех гласных и согласных. Соединяя в одной экспозиции разные стилистические тенденции, развивающиеся внутри академической школы, выставка «В созвездии имен» показывает амплитуду эволюции классической системы образования, не помешавшей каждому из представленных художников найти собственный, узнаваемый как в России, так и за рубежом творческий метод. Ведь именно понимание классики определяет палитру смыслов и перспективу выбора.
Любая временная выставка всегда обладает двойственной природой. С одной стороны, она самым естественным образом отражает интересы настоящего, окрашенные тоном его настроений и предпочтений. С другой стороны, обладая самостоятельной художественной сущностью, подлинное выставочное явление перерастает границы отпущенного ему хронологического срока. Экспозиция «В созвездии имен», как событие современного культурного процесса, изначально связана с каждой из указанных характеристик. Но, все же, в данном случае наибольшее значение имеет попытка выражения той скрытой субстанции произведения, которая и в наши дни является сокровенным источником света для любого подлинного художника. Именно планета Искусство – до сих пор неизменный солнечный центр в созвездии Аполлона. И хотя мы живем в век факта и репортажа, в век, когда идея демонстративного показа стала доминирующей внешней установкой, снимающей «покровы тайн» с рукотворных явлений, художественная выставка – это мир уникального эмоционального переживания, такого же неповторимого, как и внутренний горизонт индивидуальности, лежащий за именем художника.

Подлинное творчество всегда говорит об отношении к миру. Подлинная выставка всегда вскрывает импульсы этого отношения. В контексте сегодняшних теоретических разговоров об исчерпанности выразительных возможностей станковой живописи и первостепенном значении различных новых арт-медиа, выставка «В созвездии имен» призвана продемонстрировать несостоятельность подобных заявлений, ведь в конечном итоге картина остается самой устойчивой точкой опоры в волнах наших визуальных блужданий; остается той манящей вершиной, тропинку к которой каждый зритель прокладывает самостоятельно. Искусство живописи никогда не закрывает путь к внутреннему взаимодействию зрителя с имматериальным миром прекрасного, никогда не снимает наличие творческой паузы взгляда между собственным иллюзорным образом и нашей жизнью, способной в зазоре эмоционального диалога с новой силой ощутить интенсивность душевного переживания. И дело не столько в концепциях и идеях, сколько в гармонии, рождаемой умением смотреть, в освободительном действии цвета и света, которое, вспоминая слова Александра Блока, «улегчает душу». Именно этот свет гармонии – свет старинной (иносказательно говоря, «академической», хотя и вечно юной) субстанции, не боящейся классической устойчивости даже в диссонансах художественной эстетики XXI века, и объединяет выставочное пространство в созвездие имен.
Давыдова Ольга Сергеевна









версия для печати