Круглый стол, посвященный современному церковному искусству в Белом зале РАХ
2 и 3 июня 2010 года в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка,21) прошел Круглый стол, посвященный современному церковному искусству.
В заседании прининяли участие художники, искусствоведы, педагоги, реставраторы, коллекционеры.
РАХ, НИИ РАХ: Рындина А.В., Ширшова Л.В., Мухина Н.Н., Бартельс Н.В., Гамлицкий А., Павлова А.Л. и др.
Иконописная школа при МДА: архим. Лука (Головков), Алдошина Н.Е.
РАХ: Максимов Е.Н., Корноухов А.Д., Мухин Н.А.,
СГАХИ им. И.Е. Репина: Крылов А.К.
ПСТГУ: Клокова Г.С., Шеко Е.Д.
РАЖВиЗ: Глазунов И.И., Штыхно О.Ф.
Иконописные мастерские:
«Школа русской иконы»: Князева Е.В. «София»: Шумихи н А.Н. «Киноварь: Лавданский Ф. «Образ»: Эйтенейер А.В. и С.Т., «Узор»: Эйтенейер К.А. «Собор»: Бубнов-Петросян А.Ю. «Традиции золотого века»: Глоткин С.Н. «Иконописная мастерская Гребенниковых»: Гребенников М. Иконописцы: о. Андрей Давыдов, о. Николай Чернышов, о. Виталий Шумилов, Артемьев А.В., Кашинский В., Чашкин А.И., Зарон И., Кружкин И., Солдатов А., Белашов А.А., Ефремова Д.А., Дворников А.Ф. и др. Представители и сотрудники частных музеев иконы: «Фонд русской иконы», Музей «Дом иконы на Спиридоновке» и др. Свои работы (оригиналы, фоторепродукции и воспроизведения на электронных носителях) представили художники и иконописные мастерские Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ярославля, Великого Новгорода, Суздаля, Твери, Екатеринбурга, Йошкар-Олы и других городов России.
Темы докладов и обсуждений
1. Канон и литургическое творчество. Осмысление канона современными иконописцами. Границы творчества в рамках канона.
2.Многообразие художественных традиций в церковном искусстве наших дней и проблема образцов. Византийское искусство, памятники ХУН века, академические иконы и росписи: расширение диапазона источников. Зависимость выбора художественных ориентиров от поставленных художников задач или региональной принадлежности мастера. Проблема иконописного подлинника.
3. Мастерские церковные и светские. Пути решения единых проблем гармония или творческая дискуссия.
4.Иконы в контексте развития личного благочестия. Массовая «продукция» и индивидуальный заказ. Литургическое творчество и потребности рынка.
5. Храмовое убранство исторических интерьеров и новопостроенных храмов. Выбор языка росписей и икон в зависимости от структуры архитектурного пространства. Особенности составления программ храмовых росписей.
6. Стилистические нюансы в работах русских церковных художников за рубежом. Учет локальных традиций «встречающей среды».
7. Насущная проблема сегодняшнего дня - поиски способов изображения новопрославленных святых. Принципы формирования иконографии и стилистики.
8. Изучение и возрождение древних технологий. Практика применения новых художественных материалов и ее результаты. Проблема правомерности использования способов механического воспроизведения оригиналов и компьютерных технологий в иконописании.
9. Профессиональное художественное образование иконописцев. Академическая школа и ее место в процесс е обучения церковного художника. Копирование древних образцов как необходимая практика будущих мастеров и индивидуальное литургическое творчество.
10. Столица и провинция. Вопрос о целесообразности создания единого центра по координации деятельности иконописцев. Православная Церковь, Российская Академия художеств, образовательные учреждения.
11. Современная икона как возможный объект коллекционирования. Музеи и выставки современной иконы.