Международная конференция - коллоквиум «Академии художеств: вчера, сегодня, завтра - ? »

 

Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств совместно с Генеральным консульством США в Санкт-Петербурге, Посольством Франции в России, Французским Институтом в Санкт-Петербурге организует международную конференцию-коллоквиум «Академии художеств: вчера, сегодня, завтра - ? », посвященную 250-летию Российской Академии художеств.
В ее работе примут участие сотрудники российских и зарубежных музеев, библиотек, исследователи, профессора университетов и академий – Национальной Академии дизайна, Нью-Йорк (США), Российской Национальной библиотеки, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Музея д `Орсэ, Париж (Франция), Российской Академии художеств, Москва; Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
В фокусе внимания окажутся вопросы, связанные со спецификой постановки преподавания и с историей Санкт-петербургской Императорской Академии художеств; формирования художественных коллекций Музея Императорской Академии художеств. Директор Национальной Академии дизайна, Нью-Йорк, в своем докладе коснется прошлого, настоящего и будущего нью-йоркской Национальной Академии дизайна; французский исследователь из Музея д `Орсэ – роли фотографии как вспомогательного материала, широко используемой студентами высших художественных учебных заведений во второй половине 19 века. 

Конференция состоится 24 и 25 апреля 2006 года в Конференц-зале Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17. 

Программа конференции:


24 апреля 2006 года

Пресс-конференция – 10.00
Открытие конференции. 10.30

Вступительное слово исполняющей обязанности директора Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств  В. – И. Т. Богдан.

В. – И. Т. Богдан. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств. Особенности формирования живописной коллекции Музея Академии художеств.
Е. А. Плюснина. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств. Рисунок в собрании Санкт-Петербургской Академии художеств. История и судьба коллекции.
А. Блаугрунд. Национальная Академия дизайна, Нью-Йорк. Нью-Йоркская Национальная Академия дизайна: вчера, сегодня, завтра.
Т. Ф. Верижникова. Санкт-петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Дж. Уистлер и Санкт-Петербург.
Е. Б. Чурилова. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств. Академическая школа как база профессионального образования. Роль педагога (П. П. Чистяков).
Н. Н. Попова. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Предыстория подготовки Устава ИАХ 1893 года.

Дневное заседание – 15.00

М.-К.-Жене Делакруа. Реймский университет, Франция. Между традицией, современностью и авангардом. Академия художеств и французская школа живописи 19 и 20 вв. – их роль в развитии европейских художественных школ России и Германии.
Е. Б. Иванова. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств.Традиции архитектурного образования в Академии художеств.
Э. Шварц. Школа изящных искусств, Париж. Историческая живопись и скульптура в Школе изящных искусств в Париже.
Е. В. Гусарова. Северо-Западный Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Неизвестная челобитная В. И. Баженова: к вопросу о духовном пути первого питомца Императорской Академии Художеств.
М. В. Вяжевич. Российская Академия художеств, Москва. История Суриковского института и его взаимоотношения с Академией художеств
Д. Дефон-Рол
, Музей д` Орсэ. Влияние фотографии на учебные работы студентов Школы изящных искусств.
А. Чиприани
. Италия. Структура Римской Академии св. Луки в XVIII-XIX вв.

В конце второго дня работы конференции состоялся круглый стол. Его участники обменялись мнениями о том, как и чем живут сейчас академии; как проходят отчетные выставки студентов. Во Франции подобных выставок вообще не существует - все художники поставлены в равные условия и могут показывать работы только в Салоне - общих для всех художников выставках, организуемых Правительством Франции. Пример России был для гостей конференции удивителен (особенно, Музей слепков с античной и западно-европейской скульптуры, где занимаются студенты скульптурного и архитектурного факультетов Института им. И. Е. Репина). Удивило и то, что Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств совершенно безвозмездно ежегодно устраивает в своих Парадных залах ряд выставок Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - выставку летней практики студентов, выставку их дипломных работ и Весеннюю выставку педагогов этого учебного заведения. Подобной практики больше нет ни в одной стране. Исследователи из Италии, Франции и Америки высоко оценили то, что в России есть такой музей, как Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, сохранивший, благодаря своему статусу, прекрасную коллекцию. Во Франции из-за того, что музей и высшее учебное заведение имеют одно руководство, замечательное собрание произведений оказалось полностью вытеснено из принадлежавших ему помещений на чердаки и в подвалы и существует лишь на бумаге - в музейных залах устроены учебные аудитории.

Школы как таковой нет ни в Италии, ни во Франции. Скорее, можно говорить о мастерских педагогов, в которых студенты развиваются в соответствии со своими вкусами и наклонностями. Россия пока остается страной, где живы традиции классического образования, где сохраняется уникальный музей художественной школы.







версия для печати