Выставка «Мозаика судьбы» в Санкт-Петербурге
Другие выставочные залы
Сроки экспонирования: 2 ноября – 22 декабря 2024 года
Место экспонирования: Часовня-музей храма Воскресения Христова (Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2б, лит. Л)
Государственный музей «Исаакиевский собор» представляет выставочный проект «Мозаика судьбы», приуроченный к 150 лет со дня рождения выдающегося художника-мозаичиста В.А. Фролова (1874-1942), возглавлявшего с 1934 года мозаичную мастерскую Академии художеств в Санкт-Петербурге. Экспозиция посвящена творчеству и деятельности известной династии Фроловых, основателем которой был академик (1869) Императорской Академии художеств Александр Никитич Фролов (1830-1909). Особое внимание в проекте уделяется самому крупному заказу мастерской мозаичистов - убранству храма Воскресения Христова (Спас на Крови), где мозаики сплошным ковром покрывают стены интерьера, а на фасадах расположены более 200 отдельных композиций. Образцы, созданные на этапе подготовки важных проектов и хранящиеся в мозаичной мастерской Российской академии художеств, стали значимым акцентом экспозиции.
Выставка основана также на документах из Научного архива Российской академии художеств, Российского государственного исторического архива и собрания семьи В.А. Фролова и А.О. Мурзиной-Бенуа. Зрители увидят студенческие работы Александра Никитича, Александра Александровича и Владимира Александровича, которые свидетельствуют о развитии таланта каждого из них и о становлении творческой династии.
Владимир Александрович Фролов родился 14 ноября 1874 года в семье художника-мозаичиста Александра Никитича Фролова. С юношеских лет, познавая в семье язык мозаичного искусства и осваивая это удивительное мастерство, он не только продолжил, но и вывел на высочайший уровень дело, начатое отцом и старшим братом. Работая вместе с получившими признание архитекторами и художниками — Парландом и Шехтелем, Бенуа и Щусевым, Васнецовым и Нестеровым, Рерихом и Дейнекой — он позволил их творениям сохраниться в вечности... Мозаики, выполненные под руководством и при участии В.А. Фролова, можно увидеть не только на фасадах храмов и общественных зданий Санкт-Петербурга, но и в других городах России и дальнего зарубежья. Список работа мастера обширен. Его наследие, как и другие монументальные произведения, выполненные в технике мозаики, порой оказываются под угрозой забвения и разрушения. После закрытия мастерской в 1917 году, в попытках возродить востребованность мозаичного искусства, Владимир Александрович был назначен руководить мозаичным отделением реорганизованной Академии художеств. Он возглавлял его с 1934-1942 год. В блокадном городе В.А. Фроловым были созданы его последние мозаичные панно, предназначенные для павильонов Московского метрополитена.
Текст подготовлен Управлением информации (пресс-служба) РАХ на основе пресс-релиза Государственного музея «Исаакиевский собор». Фоторепортаж музея.
версия для печати