Видеолекция Михаила Киселёва «“Римские немцы”: А. Бёклин, А. Фейербах, Х. фон Маре»
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ представляет лекцию доктора искусствоведения, профессора, академика Российской академии художеств Михаила Федоровича Киселёва на тему: «“Римские немцы”: А. Бёклин, А. Фейербах, Х. фон Маре». 11 декабря 2024 года с 17:00 будет доступна видеозапись лекции на сайте РАХ (в этой новости).
«Немецкие римляне» или «римские немцы» – так называют Арнольда Бёклина, Ансельма Фейербаха и Ханса фон Маре. Дело в том, что эти три мастера – представители позднего романтизма, подготовившие почву для модерна и символизма, черпали свое вдохновение в античности, связав свою жизнь с «вечным городом».
Арнольд Бёклин (1827–1901) – швейцарец по происхождению, учившийся и начинавший работать в Германии, считается в Швейцарии «своим» художником и в Германии – «своим». Начав творческий путь с романтических пейзажей, переехав затем в Рим в 1850 году, он обращается к мифологической теме. В 1880 году художник создает картину «Остров мертвых», которая делает его всемирно известным. В России репродукция этой картины висит во многих домах интеллигенции. Ее мы находим, в частности, у А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, а С.В. Рахманинов под ее впечатлением создает свою одноименную симфоническую поэму. Уже в этой картине присутствует символический момент, который будет усиливаться по мере развития искусства Бёклина. Этому способствуют и поиски таинственного настроения, создаваемого цветом и композицией. А в поздних работах мы вправе уже говорить о сложившемся модерне и символизме («Чума», «Война», «Одиссей и Калипсо»).
Второй художник – Ансельм Фейербах – был другом Бёклина, младше его на два года (1829–1880). На первый взгляд, Фейербах более спокоен, классичен, в ранних работах испытывает влияние художников Ренессанса, в частности П. Веронезе. Позже в Риме он увлекся античностью. Главное в искусстве Фейербаха – ритмическая организация групп персонажей. Может быть, его движение к модерну и символизму не столь очевидно, как у его старшего друга. Тем не менее, оно налицо в картинах «Медея», «Ифигения» и особенно в полотне «Орфей и Эвридика», где уплотняется темный фон, где есть ощущение мрака Аида.
И, наконец, самый младший из «римских немцев» – Ханс фон Маре (1837–1887). Его пластический язык отмечен сложностью фактуры, перетеканием оттенков, создающих ощущение чуда, как бы рождающегося на глазах. Это проявляется уже в ранней работе «Автопортрет с художником Ленбахом» и в написанной еще до переезда в Италию картине «Купание Дианы».
Ханса фон Маре связывает дружба с философом Конрадом Фидлером, проповедавшим теорию «чистого видения». Это «чистое видение» Маре и воплощает в своих работах, созданных в Риме, – «Суд Париса», «Этапы жизни» и «Геспериды», удивительно гармоничных, что достигается и музыкальностью линий, и цветовым решением. Здесь тоже воображение художника творит символический мир, исполненный сверхчувственного, возвышенного. Не лишним сказать, что творчество Маре и взгляды Фидлера на искусство оказали влияние на творчество скульптора А. Гильдебранда, написавшего книгу «Проблема формы в изобразительном искусстве», переведенную в 1915 году на русский язык В.А. Фаворским и М.Б. Розенфельдом. Наш замечательный гравёр, безусловно, многое воспринял из этой книги в своем творчестве.
Отделение искусствознания и художественной критики РАХ
Дополнительная информация по тел: 8 (495) 637-5633; 8 (495) 645-8048 доб. 141
версия для печати