Научно-практическая конференция «Императорский фарфор XXI века: на перекрёстках истории» в МВК РАХ

 

Фоторепортаж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ.
27 ноября 2024 года в зале «Яблоко» МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) состоялась научно-практическая конференция «Императорский фарфор XXI века: на перекрёстках истории», организованная Отделением декоративных искусств РАХ, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и АО «Императорский фарфоровый завод».
Перед началом научного заседания прошла торжественная церемония вручения академических наград. Регалии почётного члена РАХ были вручены деятелю культуры, генеральному директору АО «Императорский фарфоровый завод» Татьяне Александровне Тылевич. За большой личный вклад в успешную деятельность Императорского фарфорового завода, многолетний добросовестный труд, достигнутые трудовые успехи и в связи с 280-летием со дня основания предприятия: Золотой медалью «Достойному» награждена Татьяна Васильевна Афанасьева; Серебряная медаль «Достойному» вручена Анне Павловне Трофимовой и Александру Ивановичу Кучерову; Благодарностью РАХ отмечены Дарья Дмитриевна Илларионова и Елена Михайловна Михайлова. Диплом РАХ вручен Анне Павловне Трофимовой за создание сервиза и вклад в развитие декоративно прикладного искусства.

Искусство русского фарфора – это, прежде всего, уникальные произведения Императорского фарфорового завода, которому в 2024 году исполняется 280 лет. Хрупкий, ослепительно белый блестящий материал, он всегда вдохновлял художников на создание и больших парадных сервизов, и скульптуры малых форм, и разных декоративных предметов. Фарфоровые изделия, драгоценные и нарядные, могли быть украшением всевозможных интерьеров: от дворцовых и музейных до камерного жилища.
В XXI веке Петербургский Императорский фарфоровый завод по-прежнему лидирующий, идёт не только в ногу со временем, но и постоянно анализирует опыт предыдущих поколений фарфористов. Здесь снова и снова образуются перекрестки истории, от дня создания до наших дней – определяющие успешное развитие старейшей фарфоровой мануфактуры России. В 2005 году акционеры предприятия вернули заводу историческое имя – Императорский фарфоровый завод. Переименование не стало простой формальностью. Вместе с названием стали возрождаться традиции, обрели актуальность, казалось, исчерпавшие себя художественные стили, вновь стала востребованной уникальность, воплотившаяся как в авторском фарфоре, так и в произведениях, выполненных по индивидуальному заказу.
В конференции приняли участие художники Императорского фарфорового завода, руководители и сотрудники предприятия, искусствоведы, специалисты ведущих музеев России, коллекционеры. В рамках мероприятия были рассмотрены основные вехи развития Императорского фарфорового завода в XXI веке, влияние стилевых направлений прошлого на современный фарфор, феномен взаимовыгодного сотрудничества завода и частного заказчика. Прозвучали доклады об исторических связях завода с музеями и частными коллекциями. Предприятие успешно сотрудничает с крупнейшими музеями страны, со специалистами различных учреждений, занимающихся культурным наследием по вопросам восстановления памятников архитектуры и декоративно-прикладного искусства. 

Программа конференции
Регламент выступлений - 10-15 минут.

11.00 - Регистрация участников
11.30 - Приветствия:
Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств;
Кочемасова Татьяна Александровна, вице-президент Российской академии художеств;
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств;
Кошкин Олег Александрович, главный ученый секретарь Президиума Российской академии художеств;
Савельева Любовь Ивановна, академик- секретарь Отделения декоративных искусств Российской академии художеств;
Цветкова Галина Викторовна, председатель совета директоров АО «Императорский фарфоровый завод».

11.50 - 12.00. Церемония награждения.

12.00-14.00. Дневное заседание.
Ведущий: Т.Л. Астраханцева.

Астраханцева Татьяна Леонидовна, доктор искусствоведения, академик РАХ, заведующий отделом НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Москва
Разговор двух столиц на языке фарфора

Казакова Людмила Васильевна, доктор искусствоведения, академик РАХ, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Москва
Классика и инновация как один из принципов современного художественного развития Императорского фарфорового завода

Багдасарова Ирина Радиковна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель императорского фарфора. Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург
Коллекция «Императорские сервизы» и выставка «Царский фарфор» в Национальном музее Сербии. Музейная практика реконструкций исторических парадных столов

Иванова Анна Владимировна, зав. отделом «Музей Императорского фарфорового завода». Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Эрмитаж и фарфоровый завод. Возрождение уникального экспоната

Басова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Реконструкция на Императорском фарфоровом заводе рельефов Веджвуда для Опочивальни Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца

Микитина Виолетта Валериевна, кандидат искусствоведения, заведующая научно-хранительским отделом «Музей керамики». Москва
Федорова Софья Андреевна, научный сотрудник научно-хранительского отдела «Музей керамики». Москва
Государственный музей керамики и Императорский фарфоровый завод в ХХ-начале XXI вв.: фарфоровый тандем ГБУК г. Москвы Государственный дворцово-парковый музей заповедник «Останкино и Кусково»

Соснина Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, заведующая сектором исследования декоративно-прикладного искусства Научно-исследовательского отдела. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Москва
«Фарфор –2024»: замысел и воплощение

Карлюченко Наталия Федоровна, старший научный сотрудник отдела вещевых фондов. Хранитель фонда. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России». Москва
«Керамика и стекло» с 1982 по 2021 год.

Потапова Полина Александровна, научный сотрудник отдела вещевых фондов. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России». Москва
«Фарфор и время»: выставка в ГЦМСИР и диалог музея и завода

14.00 – 15.00 – Осмотр выставки художников АО «Императорский фарфоровый завод».

15.00 - 17.00. Вечернее заседание.
Ведущий: Т.Л. Астраханцева.

Кучеров Александр Иванович, советник генерального директора АО «Императорский фарфоровый завод». Санкт-Петербург
Художник завода Лидия Ивановна Лебединская: творческий путь и главные произведения

Майстренко Инна Касиелевна, старший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Супрематические уроки Николая Суетина

Полански Жанна Игоревна, искусствовед, руководитель департамента искусствоведения МОО Федерация деятелей культуры и искусства. Санкт-Петербург
Русский балет в фарфоре Императорского фарфорового завода

Левшенков Владимир Владимирович, искусствовед, секция критики и искусствоведения Союза художников России. Санкт Петербург
Фарфоровое наследие Александра Самохвалова (1894-1971). К 130-летию со дня рождения художника

Костриц Маргарита Алексеевна, старший научный сотрудник отдела новейших течений. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Инна Олевская – другая реальность фарфора

Федорова Анастасия Леонидовна, магистратура, 2 курс, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Санкт Петербург
Роль государственного заказа в формировании образа Востока в советской фарфоровой пластике (на примере творчества сестёр Данько)

Тылевич Татьяна Александровна, генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод», и соавторы (Петрова Н.Л., Чапургина Т.М., Михайлова Е.М.). Санкт-Петербург
История и современность Императорского фарфорового завода

Руководители проекта: почетный член Российской академии художеств, председатель Совета директоров АО «Императорский фарфоровый завод» Г.В. Цветкова, генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод» Т.А. Тылевич.
Научный руководитель: академик РАХ, доктор искусствоведения Т.Л. Астраханцева.
Кураторы проекта: консультант Отделения декоративных искусств О.Ю. Власова, руководитель департамента по связям с общественностью АО «Императорский фарфоровый завод» Д.Д. Илларионова, заместитель руководителя департамента по связям с общественностью АО «Императорский фарфоровый завод» Е.М. Михайлова.

Дополнительная информация по тел.: 8 (495) 637-56-33, Отделение декоративных искусств РАХ.






версия для печати