Выставка графики Михаила Верхоланцева «Вечные ценности» в Москве

 

Другие выставочные залы


Срок экспонирования: 11 июня – 20 сентября 2024 года
Место экспонирования: Городская клиническая больница имени А.К. Ерамишанцева (Москва, ул.Ленская, 15, корпус 4)

Проект «Вечные ценности» Заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Михаила Михайловича Верхоланцева, организованный для пациентов отделения гемодиализа ГКБ им. А.К. Ерамишанцева, продолжает развитие направления «Искусство как форма терапии» – одного из важнейших в программе фундаментальных исследований Российской академии художеств. В экспозицию вошли свыше 50 графических работ, выполненных в разных техниках: продольных гравюр на дереве, торцовые ксилографии, акварели.
Библейская тема – основная линия в творчестве художника. Изначальное эстетическое тяготение к иконописи, вызванное страстной любовью к античности, постепенно сменилось глубоким проникновением в христианскую религию. В 1972 году была создана гравюра на ветхозаветный сюжет «Видения Иакова», которая стала своеобразной точкой отсчета и послужившей воплощению целого ряда произведений, выполненных акварели и живописи. Постепенно интерес мастера к религиозному сюжету соединился с глубоким духовным содержанием.
Иллюстрации для книги «Левит» библейского Пятикнижия стали для М. Верхоланцева еще одной важной ступенью в творчестве. Следуя своему творческому методу, который далеко не всегда предполагает прямое иллюстрирование литературного произведения, художник задействовал силу своего воображения и глубину познания искусства, которые позволяют ему изображать неизобразимое. К творчеству Верхоланцева с полным правом можно отнести слова Эразма Роттердамского, сказанные о Дюрере: «Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос».
Особое место в экспозиции занимают листы книги художника «Добродетели и пороки» (2011–2013), ставшие отражением не только теологических концепций, но и философского осмысления автором человечества с его страстями и поступками. Все произведения выполнены в сложной технике продольной ксилографии, в них доминирует контраст черного и белого, что придает работам особое драматическое прочтение, торжественность и внутреннюю экспрессию.
Пресс-релиз на основе статьи академика РАХ Е.О. Романовой «Изобразить неизобразимое» 






версия для печати