Члены РАХ - участники выставки «С чистого листа» в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 8 – 18 мая 2024.
Место экспонирования: Московский Дом художника (Москва, Кузнецкий мост, д. 11.)

Московский Дом художника представляет межсекционный выставочный проект «С чистого листа», демонстрирующий графические произведения московских художников - живописцев, графиков, монументалистов, скульпторов и керамистов. Участниками выставки стали академики Российской академии художеств - Любавин Анатолий Александрович, Коротков Николай Николаевич, Миронов Александр Михайлович, Соколова Анастасия Владимировна, Русанов Виктор Николаевич, Суховецкий Алексей Николаевич, Теслик Александр Иванович, Чернорицкий Валерий Анатольевич, члены-корреспонденты РАХ – Глухов Александр Викторович, Глухов Максим Викторович, Гатауллина Милеуша Равилевна, Иващенко Олег Георгиевич.
Проект затрагивает тему роли рисунка в творчестве художника. Для одних авторов рисунок - это фиксация впечатления или идеи посредством зарисовок или набросков. Для других, рисунок - это создание образного пространства посредством работы с прямоугольником листа и поиском тонального, композиционного решения. Для третьих художников рисунок - это исследование формы в пространстве, которую создает игра света и тени. Рисунок - это еще поиск обобщенного образа, и создание максимально конкретного характера, скрупулёзно точная передача объекта и возможность лишь одной характеристикой передать собирательный образ. Рисунок это и быстрые блокнотные зарисовки и эскизы, и одновременно длительные работы, это и картоны, являющиеся вспомогательным материалом, для будущих произведений - холстов, росписей. При этом нередко вспомогательный рисунок становится совершенно законченным самостоятельным произведением. У каждого художника рисунок зависит от его индивидуальных творческих задач, и приобретает свой собственный узнаваемый неповторимый характер. Большое значение имеет профессиональное академическое образование, развивающее композиционное и образное мышление, воспитывающее интерес к форме в пространстве. Рядом с произведениями выставлены тексты-размышления каждого автора на тему роли и значению рисунка в его творчестве. Таким образом проект становится не просто выставочным, а выставочно- образовательным, привлекательным и для коллег- художников разной цеховой принадлежности, и для стдентов- учащихся, неся просветительский характер. Выставочный проект «С чистого листа» не исчерпывает тему рисунка и его роли в творчестве художника, а лишь прикасается к проблемам рисунка, его разнообразию, необходимостью и значению в творчестве художника.
Рисунок и графика – это философия непрямого, небуквального смотрения на мир. Западноевропейская традиция «нагружает» плоскость изображением, выявляя объем в пространстве, делая предмет «вещным», будто его можно потрогать или взять в руки. Восточная традиция, такая, как гохуа, сильнее ценит саму плоскость-пространство белого листа или свитка, - пятна и линии изображенных предметов словно проступают на зрителя из белесого небытия. Таким образом, меняется и понимание роли художника, - в одном случае он созидает, настаивает на своей самости, лепит объемы, чеканит форму, отсекает лишнее. Во втором, словно отступает на шаг назад, не мешая изображению самому проявиться. Школа рисунка, как и школа искусства графики ставит перед собой задачи и поискового свойства, и создания сразу готового произведения. При этом творческая «кухня» нередко показывает, что первоначальные рисунки и картоны - не только подготовительный материал, но и самостоятельные авторские вещи. Разнообразие школ, даже в рамках московской традиции, варьируется в зависимости от задач области применения. Тональный подход свойствен в большей степени художникам-живописцам, аналитический рисунок – скульпторам, монументалистам, художникам прикладного направления в творчестве. Для них выявление конструкции изображаемого предмета или тела в пространстве обусловлено последующей производственной работой с моделью в материале, и тон условен, проявляясь на гребне формы. И крошечный экслибрис, и форматный картон, и богатейшая по мере проработки гравюра соседствуют в экспозиционном строе зала, взаимодополняя друг друга, показывая широкие возможности графического искусства. Начинать с чистого листа или, наоборот, создавать графические серии на основе живописных полотен – это работа, прежде всего, с образом. Это – радость познания, интерес к процессу проявления образа, это ожидание нового.
На основе пресс-релиза и текста кандидата искусствоведения, члена-корреспондента РАХ Веры Лагутенковой.






версия для печати