Выставка «Иеротопия» Игоря Новикова в Москве

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 3 апреля - 16 сентября 2024 года
Место экспонирования: Музей Нонконформизма /Галерея Нади Брыкиной (Москва, ул. Мясницкая д. 24/7 стр. 2)

Музей Нонконформизма /Галерея Нади Брыкиной представили выставку произведений академика Российской академии художеств Игоря Алексеевича Новикова «Иеротопия». Столичный зритель увидит как известные картины и инсталляции автора, так и совсем новые работы.
Самое раннее из полотен Новикова, включенных в проект, датируется 1985-м. «Наедине с джунглями» — это 1987-й, есть несколько картин 1990–1991 годов. В конце 80-х Новиков делал немало советско-американских произведений: для того времени это была и своеобразная игра, и дань тренду. Помнится, у нас даже разоруженческую монету выпустили в 1988 году с двойным номиналом один рубль/один доллар. Вот и художник дает нам некое двоемирие, напоминающее слияние Внешнего мира и Земного царства во Вселенной «Mortal Kombat». Это когда слева мы видим Спасскую башню, а справа — Центральный вокзал Нью-Йорка и Крайслер-билдинг, а соединят их фирменные новиковские человечки-пиктограммы, вдвоем катающиеся на качелях-балансире. Модификация данного сюжета — самое кричащее перестроечное дитя «Русские качели. Бытие» 1989 года, где одновременно существуют Белый дом и лужайка перед ним плюс Кремль с куполом Сенатского дворца, увенчанным красным флагом.
Причем здесь «Иеротопия»? Для начала поясним сам термин — он производное от двух греческих слов «священный» и «топос», собственно, «место», «локация». Однозначного ответа на вопрос, какое именно место для Новикова носит сакральный характер, нет, но живопись это не составление гимнов и не придумывание лозунгов. Непосредственно к сакральной теме художник обращается, предлагая свой вариант гравюры «Аббат и смерть» Ганса Гольбейна (младшего), созданной в первой половине XVI века. Игорь Новиков вступает в и диалог с «Христом в пустыне» Крамского, естественно, предлагая переосмысление — с пририсованной дымящей трубой и человечками, держащими в руках факелы, стилизованные под логотип российского газодобывающего концерна. И если он и постмодернист, то с русской душой.
«Получаешь здесь, в России, свет — и выплескиваешь в картины... Я жил за рубежом и почувствовал там, что эту энергию теряю. Спасибо нашему народу за то, что ее дает», — признался Новиков.
Текст статьи Ивана Волосюка для «МК»; фото Натальи Мущинкиной.






версия для печати