Выставка «Alma Mater» стажёра Творческой мастерской РАХ Ивана Журавлёва в Санкт-Петербурге

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 14 ноября 2023 – 22 января 2024.
Место экспонирования: Музей современного искусства «Артмуза» (Санкт-Петербург, Васильевский остров, 13 линия, д. 70)
Музей современного искусства «Артмуза» представляет выставку «Alma Mater» молодого петербургского живописца, стажёра Творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств в Санкт-Петербурге Ивана Борисовича Журавлёва. Можно сказать, что большая часть его творческой жизни связана с историческим зданием Академии художеств на Университетской набережной. Он стремился сюда с юных лет, получил образование на живописном факультете Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры (СПбГАИЖСА) им.И.Е.Репина, окончив монументальную мастерскую под руководством С.Н.Репина в 2020 году. Его дипломная работа «Сократ», потребовавшая большой подготовительной, и даже исследовательской работы, и многих усилий, стала важным этапом в жизни молодого автора. Сегодня Иван Журавлёв является стажером Творческой мастерской Российской академии художеств под руководством академика Российской академии художеств В.А.Мыльниковой; преподает на подготовительном отделении Санкт-Петербургской Академии художеств и много творчески трудится, по существу, не покидая «alma mater».
За его плечами участие во многих пленэрах и выставочных проектах, проходивших во многих местах России (Карелия, Коми, Нарьян-Мар, Калининград, Москва, Псков) и других стран (Китай, Монголия, Белорусь, Кыргызстан). Можно сказать, что Иван «легок на подъем» и «жаден до работы». Он готов сутками ехать в поезде, для того чтобы оказаться, например, в национальном заповедном парке Югыд-ва в Приполярном Урале и, стоя под холодным дождем, писать захватывающие по красоте пленэрные пейзажи Севера; или, пробираясь по горам Иссык-Куля с тяжелым этюдником, буквально застывать перед многоцветием Тян-Шанских гор; или проезжать сотни километров на «УАЗике» по монгольским степям, чтобы увидеть священные древние камни с первобытными петроглифами. Иван Журавлев экспонирует свою живопись на многих престижных выставках и конкурсах, в том числе и на персональных экспозициях в галереях и музейных пространствах Петербурга. Его произведения хранятся в государственных музеях Белгорода, Донецка, Пскова, Музее-институте семьи Рерихов в Петербурге, в художественном музее в г. Каракол в Кыргызстане, в частных коллекциях. Он старательно изучает литературу, историю искусства, кинематограф, находя для себя своеобразных кумиров, образцы для творческой интерпретации. Так, по словам автора, в живописи он ориентируется на произведения замечательного русского художника ХХ века Гелия Коржева, восхищаясь мужеством и силой его кисти.
Выставка в галерее «Артмуза» показывает творческие эксперименты И.Журавлева последних трех лет. Это несколько довольно внушительных по своему размаху живописных серий. В первую очередь – это серия картин и этюдов «Академия». Отстраняясь от разнообразных эмоций, он всесторонне изучает академическое пространство, словно препарируя, анатомируя его, наблюдая разные состояния, находя все новые и новые ракурсы. Живя рядом с историческим зданием Академии, обучаясь здесь, работая, художник наблюдает его жизнь в разное время суток, во все времена года («Перед обходом», «Первое солнце», «Ночь в академическом садике», «Литейный двор», «Тени», «Зимнее утро»). Для него - это целый мир, с его скрытыми страстями, напряжением, аскетичной красотой. Через пейзажи он доносит до нас отзвуки того исторического пространства, которое сохраняется в архитектурно-художественном ансамбле академии, и в её традициях, и что немаловажно, он выражает свое отношение и позицию целого поколения тридцатилетних художников, прошедших через академическую школу, к «alma mater». Его работы полны многомерного отношения не только к самому ансамблю академии, но и к людям, обитающим здесь.
Не случайно, вторая представленная серия – это портреты педагогов, студентов, абитуриентов Института им.И.Е.Репина. Нужно сказать, что И.Б.Журавлев обладает несомненным даром портретиста, мгновенно схватывая характер человека, его наиболее выразительный силуэт, и индивидуальные качества. От его пронзительного взгляда не ускользают никакие мелочи и детали в облике модели. Автор вносит в портретную живопись определенные новации, используя многочастные композиции, укрупняя масштаб изображаемых фигур, экспериментируя со светотенью, рассматривая своих персонажей со спины или в контражуре («Созерцатели», «Тихий вечер»). При этом сохраняется узнаваемость, точность и острота психологических характеристик («Ценитель Коржева»). Для большей выразительности используются особые композиционные приемы – фрагментарность, увеличенный размер фигур, неожиданные ракурсы («Абитуриенты») или отражения в зеркалах («Шорох»). Особенно его интересуют творческие люди, с независимыми свободными взглядами и проявлениями незаурядности. Прежде всего, коллеги – художники, искусствоведы, педагоги, те, кто окружают автора, работают рядом с ним («Анна», «Игра», «Лениниана Василисы»). И, что немаловажно, многие его модели представлены в узнаваемом пространстве Академии художеств в Петербурге, которое воспринимается как неотъемлемая часть художественных образов («Красный вечер»). Большую роль в живописи Ивана Журавлева играет цвет. Над усилением его выразительности он много работает, изучая как эффекты природного мира, так и историю искусства. Его интересуют нюансы утреннего и вечернего освещения, переходные состояния, неопределенность. Колористические эксперименты порождают и углубленное изучение живописной фактуры, и её влияние на передачу свето-воздушной среды.
Выставка в галерее «Артмуза» показывает результат становления и развития молодого художника, ищущего свой путь в искусстве и несомненно уже делающего открытия, связанные с его ярким темпераментом, независимостью и острым видением мира. Автора, гармонично ощущающего себя в символическом циклическом пространстве, «круга в квадрате», заданном сакральной и неуловимой связью «Гения места» Академии художеств с её учениками.
Творческие мастерские Российской академии художеств на основе статьи члена-корреспондента РАХ Светланы Михайловны Грачёвой
Фоторепортаж: Дарьи Серовой для «Артмузы»






версия для печати