Выставка скульптуры Виктора Корнеева «Художник и модель» в Российской академии художеств

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Фоторепотраж: Виктор Берёзкин, пресс-служба РАХ
Даты экспонирования: 2 - 19 ноября 2023 года
Место экспонирования: выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Возрастное ограничение: 18+

Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ и академика РАХ Виктора Ивановича Корнеева. В экспозицию войдёт около 40 натурных работ и этюдов, выполненных с 1980-х по 2023 годы. В основе каждого выставочного проекта скульптора лежит продуманная и органичная художественная концепция, которая организуется как единая экспозиция-инсталляция со своей режиссурой, интригой, средой размышлений, световой и музыкальной партитурами.
Главные мотивы в творчестве Корнеева – антропоморфная фигура и вечно новая, неисчерпаемая тема «Художник и модель». Автор работает в станковой и монументальной, ландшафтной скульптуре, - в больших произведениях, как и в малых, торжествуют игра, динамика характера, яркость непосредственного восприятия натуры. Мастерство скульптора ярко выражается в классическом жанре обнаженной модели. В Доме творчества имени Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском, в своей московской мастерской он постоянно работает с натуры, создает камерные этюды. Мастер считает, что именно работа с этюдами позволяет избежать шаблонности, дает возможность ярко передать характер модели, акцентировать индивидуальные черты.
Виктор Корнеев – скульптор-символист, ему присуще особое видение, умение постигать скрытые смыслы явлений. Поэтому многие его натурные композиции далее трансформируются в символические образы «Земли», «Природы», «Памяти». Большие фигуры в дереве и бронзе – для выставочных проектов, в граните – для природного ландшафта. Изваянная в граните гротескная «Шведская мадонна» (1997) почти натурный персонаж, и одновременно – неолитическая статуя, концентрирующая силу природных стихий. В материи камня он ощущает спрессованное время, тысячелетнюю память природы. Художник погружается в воображаемую ауру универсальных формул, определяющих природные явления, взаимоотношения людей, психологический мир личности. В художественном мире автора главенствуют не сюжеты, но понятия: «В поисках света», «Полнолуние», «Равновесие», «Предстояние», «Воспоминание», «Прикосновение». Мотив прикосновения сфокусирован в форме скульптурного фрагмента, дающего лаконичную формулу события. Виктор избирает классические мотивы руки, головы, торса, как самодостаточные пластические знаки. Скульптуры с эпическими именами образуют героический ландшафт, открытый для каждого. В последние годы В.И.Корнеев создает фигуры, полуфигуры и торсы в цветном композитном материале. Каждая скульптура исполнена в одном цветовом регистре - синий, фиолетовый, красный, серебристый. Цвет сообщает композициям полифоничное звучание, метафорически связует фигуры с природными стихиями – воздух, вода, земля, огонь. Диалог из нескольких фигур образует сценическую картину, объединяющую субстанции скульптуры и живописи.
С 2000-х годов скульптор провёл ряд масштабных персональных выставок в России и Швеции. В развернутых экспозициях он выстраивает собственные метафорические пространства. Ядро проекта «Художник и модель» – символическая композиция «Среди столпов» – знак почтения, оммаж мастерам ХХ века. Автор объединил скульптурные портреты «столпов» российской культуры ХХ столетия – Малевича, Кандинского, Татлина, Шагала, Цадкина, Петрова-Водкина, Штеренберга. В основе портретов – документальные фотографии, автопортреты художников и само их творчество. Казимир Малевич значителен, суров и собран, в основе его образа – автопортрет 1933 года, в котором художник представил себя как творца эпохи Возрождения. Шагал мечтателен, светел, романтичен - кажется, что он в полете над городом и рядом с ним Белла в подвенечном платье. Владимир Татлин задумчив и самоуглублен, он в кепке и косоворотке, с короткой стрижкой – мастеровой, строитель нового мира. В проникновенном взгляде Кандинского, кажется, бушует пожар живописных импровизаций. Портреты, установленные на белых колонках («столпах»), преобразуют зал в святилище, «алтарь творческого духа». На значительном расстоянии от «патриархов», на пересечении их взглядов – расположена обнаженная натурщица. Корнеев, переосмысливает классический мотив «художник и модель», придает ему более широкий смысл.
Своим творчеством Виктор Иванович наследует, развивает художественные идеи и открытия мастеров ХХ столетия. Автор также исследует архитектонику сознания. В граните и мраморе, дереве и бронзе, в композитных материалах овеществляет неуловимое – предчувствие и воспоминание, сомнение и надежду, плавные ритмы медитации и пронзительную молнию мысли.
Материал подготовлен на основе статьи члена-корреспондента РАХ Сергея Орлова
Управление информации (пресс-служба) РАХ

Виктор Иванович Корнеев родился 24 июля 1958 года в г.Тамбове, живет и работает в России и Швеции. Получил академическое образование в Пензенском художественном училище им. Савицкого (1983) и Художественно-промышленном институте им.Строганова в Москве (1991). Работы Корнеева представлены коллекциях в Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, в музеях Швеции, Хорватии, Китая и других стран.

СМИ о выставке:
Министерство культуры РФ. Выставка скульптуры Виктора Корнеева «Художник и модель»
Культура РФ. Выставка скульптуры Виктора Корнеева «Художник и модель»
Музеи России. Выставка скульптуры Виктора Корнеева «Художник и модель» в РАХ
Афиша. Выставка в Москве: Виктор Корнеев. Художник и модель
ОМС. Фоторепортаж с вернисажа выставки Виктора Корнеева «Художник и модель» в РАХ
Журнал «Мир женской политики». Выставка скульптуры Виктора Корнеева «Художник и модель» в РАХ
Cultobzor. Выставки в Москве: Виктор Корнеев. Художник и модель.






версия для печати