Выставка «Геннадий Райшев (1934-2020): Музыкальное приношение» в Ханты-Мансийске
Другие выставочные залы
Даты экспонирования: 6 октября 2023 – 4 февраля 2024
Место экспонирования: филиал Государственного художественного музея - Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева (г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 1)
Выставка произведений члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Райшева (1934-2020) приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) и проводится в рамках проекта «Диалоги», посвященного взаимодействию искусств – изобразительного и музыкального. Первая экспозиция открылась в Мариинском театре в 2012 году по инициативе маэстро В.А.Гергиева, который познакомился с работами художника во время гастролей в Ханты-Мансийске. Продолжая долговременный проект, музей демонстрирует и ставшие уже хрестоматийными произведения, и те, что написаны автором в поздний период.
Творчество Райшева всегда было связано с обращением к категориям времени, движения, ритма, принципам полифонии, объединяющим изобразительное и музыкальное искусство. Исследуя их общую природу, художник органично продолжает поиски синтеза искусств, которые волновали творцов ХХ столетия - Чюрлениса, Скрябина, Кандинского, Артемьева и др. Синтетический характер творчества отличает и Сергея Рахманинова – композитора, пианиста, дирижера. Ритмически-пространственное музыкальное восприятие ярко проявилось в графических работах 1970-х – 80-х годов, представленных в экспозиции. «Я постигаю природу. Перевожу ее на язык графики, живописи – ритма, цвета. Предмет диктует движение, движение есть гармония», - говорит художник, утверждая целостное восприятие мира. Особая составляющая выставки – живописные композиции позднего периода. В них мастер выходит на планетарное пространство-время, обращаясь к музыкально-ритмическим построениям.
На открытии первой «музыкальной» выставки Геннадий Райшев поделился своими мыслями о том, что объединяет живопись, графику, музыку: «Музыка - это организованная стихия. То же можно сказать и о живописи, о графике. Эту системность подтверждает математика, не случайно математики становились композиторами. Все зарождается от созерцания и размышления над природными явлениями. В природе и даже во Вселенной все гармонично, взаимосвязано. А мы, творческие люди, нередко разделяемся по профессиям: музыканты, живописцы, архитекторы и т.д. Сложно усмотреть связь живописи и графики с музыкой впрямую. Вот, думаю, почему полезно проводить такие встречи».
В день вернисажа выставочное пространство Галереи-мастерской Г.С. Райшева наполнилось музыкой С.В. Рахманинова в исполнении студентов музыкального отделения Центра для одаренных детей Севера. А в числе зрителей и слушателей были учащиеся художественного отделения. Это стало одним из знаковых мероприятий выставки, связанной с диалогом искусств, диалогом творцов. Во время авторской экскурсии куратор выставки Наталья Федорова рассказала о методе художника, создающем на параллелях музыки и изображения множество интерпретаций. «Музыка – это наиболее универсальное и вместе с тем эмоциональное образное искусство, оно очень близко Райшеву». Зрители увидели разные музыкальные жанры и образы в переложении художника – полифонические, симфонические, песенные. И не только на новой выставке, а также в других залах Галереи – ведь «музыкальное живое ощущение пространства» наполняет многие произведения автора. Следующая встреча-диалог в экспозиции «Музыкальное приношение» состоится с профессиональными музыкантами Югры в преддверии Дня рождения Геннадия Райшева.
На основе пост-релиза музея. Фото: Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
версия для печати