Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее

 

Другие выставочные залы


Даты проведения: 15 сентября 2023 - 21 января 2024.
Место проведения: Инженерный корпус Государственной Третьяковской галереи (Москва, Лаврушинский переулок, 12).

Государственная Третьяковская галерея представляет крупный выставочный проект, посвященный творчеству выдающегося живописца, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). Экспозиция демонстрирует обширное наследие мастера, включившее все разновидности пейзажной живописи – от морских видов и баталий до городских и природных ландшафтов.
Потомственный дворянин, внук писателя А.Н. Радищева, Боголюбов снискал расположение и дружбу императора Александра III. Профессиональный моряк и военный гидрограф, он стал академиком «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств, активным участником Товарищества передвижных художественных выставок, коллекционером и просветителем, создателем Общества русских художников в Париже и Саратовского художественного музея.
Боголюбов – автор нескольких масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до середины – второй половины XIX века. Эти серии остаются непревзойдёнными по своей исторической достоверности и точности в изображении оснастки судов и показа сражений. На выставке впервые соединятся картины и эскизы к ним из целого ряда музейных коллекций, позволяя зрителям проследить ход баталий, в частности, стать свидетелями грандиозного Гренгамского морского сражения 27 июля 1720 года, запечатлённого на полотне из собрания Русского музея.
Боголюбов – наиболее европейский среди русских пейзажистов своего времени. Воспитанный на академических традициях отечественного искусства, он учился и работал в Италии, Швейцарии и Германии, многие годы жил во Франции. Наставниками художника были француз Эжен Изабе, представитель дюссельдорфской школы Андреас Ахенбах. В Париже Боголюбов сблизился с художниками барбизонской школы, тесно общался с Камилем Коро, дружил с Шарлем-Франсуа Добиньи. Произведения этих и других авторов, размещённые на выставке рядом с работами Боголюбова, в том числе удостоенными золотых медалей и академических званий, призваны показать формирование его манеры, её связь с европейскими пейзажными новациями. Благодаря постоянному изучению натуры художник выработал самобытный стиль, став, по мнению своих современников, анти-Айвазовским в жанре марины. Создатель гидрографических атласов военного назначения и «портретов» кораблей, он предстанет также как неутомимый путешественник по родной стране, автор замечательных образов приволжских городов и видов российских столиц Москвы и Петербурга.
В особый раздел выставки вошли этюды, созданные Боголюбовым на пленэре в России и во многих странах Европы. Написанные непосредственно с натуры, они передают солнечную атмосферу Италии, красоту швейцарских гор, пасмурное очарование северного французского побережья, раскрывая своеобразие творческого метода художника, изысканность его техники письма. Живописные этюды соседствуют на выставке с рисунками из путевых альбомов. Среди них акварели, сепии, пейзажи в технике папье-пелле из собрания Русского музея и Третьяковской галереи, большинство из которых будет показано впервые.
Выставка объединяет около 120 живописных и графических произведений из музеев и архивных собраний России, в числе которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Российский государственный архив военно-морского флота, Музей Москвы, Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, художественные музеи Тулы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Череповца.
Пресс-релиз музея.






версия для печати