Выставка «Академик исторической живописи Иоганн Конрад Дорнер» в Санкт-Петербурге

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Даты проведения: 15 сентября – 21 ноября 2023.
Место проведения: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17).

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств представляет выставку, посвященную творчеству немецкого художника, одного из создателей живописного убранства Исаакиевского собора, академика Императорской Академии художеств Иоганна Конрада Дорнера (1809–1866).
Живописец родился в простой многодетной семье в коммуне Бальдершванг, на границе Баварии и Австрии. Выпускник Королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене, он значительную часть жизни провел в Российской империи.
Работы Конрада Дорнера были востребованы и пользовались успехом у современников: ему заказывали портреты для родовых галерей в дворянских усадьбах, украшали его картинами жилые покои особняков и дворцовые интерьеры, некоторые произведения становились достоянием музеев. Написанные Дорнером полотна находились в собраниях европейских и российских монархов и членов их семей. Однако со временем имя Конрада Дорнера оказалось забытым, и многие его работы в водовороте исторических перипетий первой половины ХХ века были утрачены. Тем не менее, в настоящее время удалось выявить более сотни картин мастера.
Значительная часть работ художника находится в собрании Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 2014 году в рамках проведения года Германии в России от администрации города Бремена музею был передан в дар семейный архив Конрада Дорнера: свыше 70 графических листов, альбом с набросками и рисунками художника, паспорт, семейные письма и фотографии. Эти материалы легли в основу монографической выставки «Академик исторической живописи Иоганн Конрад Дорнер» — крупного межмузейного проекта, призванного познакомить широкую аудиторию с художественным наследием художника.
Помимо графических листов на выставке представлены и живописные портреты кисти художника. В экспозиции можно увидеть портрет А. Крейц (1838) из собрания Государственного Эрмитажа и портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн (1840) из частного собрания семьи Полевских. Оба портрета атрибутированы в 2022 году в связи с возросшим интересом к художественному наследию мастера.
На выставке также представлено единственное в наследии мастера произведение ориентальной тематики, написанное Иоганном Дорнером в период увлечения экзотикой Востока, — «Невольницы» (1852). Дополняют его два наброска к нему из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Но самая крупная работа в жизни художника — это, безусловно, заказ на двенадцать икон для алтарной части Исаакиевского собора — главного храма столицы Российской империи, полученный им в 1843 году. За созданные произведения он получил звание академика исторической живописи Императорской Академии художеств.
В собрании Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» хранятся листы с цветными эскизами всех композиций, а в фонде редких книг и рукописей Научно-технической библиотеки Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I — их более проработанные версии, выполненные в карандаше и получившие высочайшее утверждение. Также сохранились свыше двадцати подготовительных рисунков Дорнера к отдельным образам святых. Эти материалы, а также фотографии с изображением икон собора, дают возможность проследить этапы работы мастера над этим заказом.
Текст и фото пресс-службы НИМ РАХ.






версия для печати