Члены РАХ – участники выставочного проекта «Культурный слой» в Москве

 

Другие выставочные залы


Фото: Андрей Александрович Лобанов, журнал «Sammlung/Коллекция».
Даты проведения: 8 – 18 июня 2023.
Место проведения: Московский Дом художника (Москва, ул. Кузнецкий мост, 11).

«Пыль оседает на предметах, даже если они бесценны» (с) Тонино Гуэрра 

Департамент культуры г. Москвы, Региональная общественная организация «Московский союз художников», Российская академия художеств представляют межсекционный выставочный проект «Культурный слой». Творческий диапазон произведений участников «простирается от классических техник работы с глиной до новаторских художественных приемов. В экспозицию вошли работы академика Российской академии художеств В.А.Малолеткова, членов-корреспондентов РАХ В.Г.Кузнецовой, А.П.Молчановского, Г.А.Корзиной, М.В. Глухова, Е.М.Суровцевой, М.В.Фаворской-Шаховской.
Наследие определяют наследники. И то, чему мы не даём оказаться заметённым «песками времени» и чтим как достойное, остаётся не только нам, но и нашим детям. То, что накапливается годами и столетиями, становится культурным кодом. Что-то идёт от родителей, что-то – от далёких предков, оказываясь архетипом. Что-то забытое открывается среди «культурных слоёв». То, что ближе к нам по времени – память поколений, дальше – «археология».
Глина. Волшебство первого прикосновения и созидания. «Стихия керамики как будто ясна, – писала искусствовед Лидия Владимировна Андреева. – Керамика сродни земле, близка ей по составу и цвету, в огне, как под солнцем, она обретает твёрдость и каменную крепость». Но именно эта «будто бы ясность» говорит и о потаённости.
Мерой человеческой жизни и судьбы являются куда более скромные временные отрезки. И даже за скромный по меркам истории этап случаются культурные и социальные сломы. Сохранение культурных слоёв, характеризующих каждый свою эпоху – созидательный и кропотливый процесс. Каждый «слой» хранит свои артефакты и по-своему важен.
Как ни странно, не только рядовой зритель, но и нередко исследователь оказывается сегодня в парадоксальной ситуации, когда недавнее ещё декоративное искусство СССР с расстояния в тридцать с небольшим лет кажется эдакой «Atlantida soveticus». Что-то мы переоцениваем, чему-то удивляемся, как раскрашенным греческим скульптурам, которые привыкли воспринимать по белым римским копиям. И снова понимаем, что интересно разобраться в недавно сформировавшемся и ещё молодом культурном слое. И в себе.
Современность и традиция, «актуальность» и «классика». Где граница этих явлений и что мы считаем своей классикой и что готовы брать из наследия? Когда сегодняшние дни станут эпохой, которую заметят потомки? Развитие искусства – эволюция или деградация? И то, и другое. Но жизнь в движении. В прикосновении и созидании. Теплота керамики не затухает, не перестаёт привлекать художников.
Какова сегодня московская керамика? Исторически она живописна. И нередко повествовательна, это своего рода «сказ». Кроме того, она исторически близка и живописи, и архитектуре, и скульптуре. Московская керамика отражает время. И поэтому интересно сравнить архивные материалы того, что происходило в советское время с сегодняшней ситуацией. Среди мастеров старшего поколения работает и талантливая молодёжь. На смену (но не замену) традиционной классике приходят концептуальные поиски. Кто-то возвращается к классике вновь.
Художник по природе своей – созидатель. И какие бы катаклизмы не происходили за окном мастерской, завода, или комбината, художник остаётся живым и восприимчивым. Продолжим созидать.

В рамках проекта пройдут мастер-классы по работе с керамическими техниками для широкого круга зрителей. 15 июня 2023 года в 16:00 состоится заседание круглого стола.
Руководитель проекта – Наталия Бодрикова; координатор – Александра Створа; автор концепции и текстов – Михаил Тренихин.
Пространство выставки – Алексей Белоус; дизайнер – Андрей Емцов; графический дизайн – Иван Зубов.






версия для печати