Выставка «Ефрем Зверьков (1921-2012). Живопись» в Плёсе

 

Другие выставочные залы


Сроки экспонирования: 22.04.2023 – 16.07.2023
Место экспонирования: Музей пейзажа Плёсского музея-заповедника (Плёс, ул. Луначарского, 20)

В Плёсе открылась выставка произведений одного из признанных мастеров пейзажа второй половины ХХ века, народного художника России, вице-президента Российской академии художеств Ефрема Ивановича Зверькова (1921-2012). Уникальная экспозиция демонстрирует более тридцати произведений из собрания семьи мастера. 
Искусство Е.И.Зверькова отличают тонкий лиризм, поэтичность, искренность и возвышенное отношение к миру природы. Он создал собственное направление в национальном пейзаже – глубоко духовное, с уникальной пластикой живописи. Уроженец Тверского края, ветеран Великой Отечественной Войны, выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, Ефрем Иванович - преемник традиций национальной реалистической школы. Талант, умноженный на целеустремленность и невероятное трудолюбие, проявились ещё в раннем творчестве этого художника-интеллектуала. Начало его творческого пути пришлось на годы хрущёвской «оттепели», когда в обществе усилилась потребность в общечеловеческих ценностях, восстановлении исторической памяти и переоценке существующих эстетических принципов. Различные художественные объединения стремились построить иную систему мировосприятия. Живопись этого времени была наполнена смелыми идеями, материальностью современной жизни, свежей энергией создаваемых образов.
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Е.И.Зверьков по праву стоит в ряду таких московских живописцев-шестидесятников, как Н.И.Андронов, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, Т.Т.Салахов. Многие из этого круга стали основателями «сурового стиля», оказавшего мощное влияние на отечественное искусство второй половины XX века. Но не менее важным было направление, связанное с развитием русского импрессионизма, ориентированного на искусство «Союза русских художников», одним из последователей которого стал Ефрем Зверьков. Конечно, на его становление как художника-импрессиониста повлияли педагоги Н.Я.Борисов, ученик И.Е.Репина, Б.В.Иогансон, ученик К.А.Коровина, и выдающийся живописец А.А.Пластов, знакомый со многими мастерами СРХ.
Важную роль в творчестве живописца и формировании его неповторимого стиля сыграли шесть длительных путешествий по Русскому Северу в 1957-1969гг. Художник был покорён первозданной красотой, величием и грандиозностью природы, рождавшей иное, чем в средней полосе России, восприятие пространства и подарившей ему новые художественные образы. Новаторство произведений Зверькова проявилось в многообразии эмоциональных характеристик, обобщённости, разнообразии содержательных смыслов и пластических интонаций. Композиция его работ почти всегда строилась в несколько планов, на замедленных ритмах.
С 1960гг. в отечественной живописи развивается тенденция создания философских пейзажей-картин эпического звучания. Огромную роль в этом сыграло многогранное творчество Е.И.Зверькова. Открывая новые перспективы русской импрессионистической живописи, в своих произведениях он шёл от поэтической выразительности мотива к ассоциативности, к синкретическому образу природы. В последующие десятилетия в работе художника над пейзажем усиливается импровизация, появляются целые серии удивительных по живописной свежести и колористической тонкости лирических картин, изображающих среднерусскую природу. Мастер поднимается в них до высот психологической трактовки образов натуры. Светлая живопись Зверькова 1970-1990гг., обогащённая сложной системой нюансов, полутонов и рефлексов, изображает природу, пронизанную светом и воздухом. Основное впечатление здесь строится на верном тональном решении и гармоничном сочетании цветовых пятен различной насыщенности.
На протяжении творческого пути искусство мастера постоянно развивалось благодаря тому, что он ощущал пульс времени, обновление жизни. Начиная с 1940г., Ефрем Иванович - постоянный участник всесоюзных, всероссийских, московских и международных выставок. Почти пятьдесят лет он руководил масштабными выставочными проектами Союзов художников нашей страны и Российской академии художеств, своей разнообразной деятельностью активно содействуя развитию национального изобразительного искусства. В 1995г. по поручению Президиума Российской академии художеств Е.И.Зверьков возглавил работу по воссозданию сложнейшего живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве.
На торжественной церемонии открытия выставки присутствовала вдова художника, академик РАХ Любовь Васильевна Ширшова, которая была инициатором проведения проекта.

Текст предоставлен пресс-службой Плёсского музея-заповедника, фоторепортаж: Анна Скворцова






версия для печати