К 100-летию со дня рождения Михаила Михайловича Курилко-Рюмина (1923-2012)

 

8 февраля 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения известного мастера театрально-декорационного искусства и выдающегося педагога, Народного художника РФ, заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания, академика Академии художеств Кыргызской Республики и действительного члена Российской академии художеств, профессора Михаила Михайловича Курилко-Рюмина (1923-2012).
В театре М.М. Курилко начал работать в 1942 году в г. Фрунзе, куда попал после тяжелого ранения на фронте Великой Отечественной войны, повлекшего ампутацию руки. В начале пятидесятых годов, уже имея за плечами прекрасную школу Всесоюзного института кинематографии, где в то время преподавали Ф. Богородский, Ю. Пименов, Г. Шегаль, Б. Дубровский-Эшке, И. Шпинель, он начал одновременно и свою педагогическую деятельность в родном институте, и активную работу в роли художника-постановщика в театрах. Первой его московской театральной работой стал спектакль «Горе от ума» А. Грибоедова в Центральном детском театре, куда его рекомендовал Ю. Пименов, высоко оценив студенческие проекты молодого художника.
Значительное влияние на раннее творческое становление Михаила Михайловича оказал его отец, – ¬известный театральный художник и педагог Михаил Иванович Курилко, прививая уважение к традициям в области профессиональной и художественной культуры.
Эрудиция, тонкое знание всех аспектов театрального дела, умение органично влиться в творческий коллектив спектакля быстро выдвинули М.М. Курилко в ряд наиболее востребованных сценографов своего времени. С ним работали замечательные режиссеры, среди которых М. Кнебель, А. Эфрос, А. Попов, А. Шатрин, Б. Равенских, В. Андреев.
За долгие годы своего служения театру он стал автором художественно-сценических решений почти двухсот спектаклей в театрах Москвы, других городов страны и за рубежом. Среди них наибольшую известность получили: «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, «Оливер Твист» по Ч. Диккенсу, «В поисках радости» В. Розова в Центральном детском театре (ныне РАМТ), «Пушкин» А. Глобы, «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппе, «Сотворившая чудо» У. Гибсона в Театре им. М.Н. Ермоловой, «Иван Рыбаков» в Малом театре, «Над пропастью во ржи» по Д. Селинджеру в Театре Сатиры, «Табачный капитан» В. Щербачева в Театре музыкальной комедии Свердловска, «Мещане» М.Горького в московском ТЮЗе, «Дяди Ваня» А.Чехова в Театре им. Я. Купалы в Минске и Театре им. М. Ауэзова в Алма-Ате, «Эпилог» А. Крыма в Драматическом театре Саратова, «Пиковая дама» П. Чайковского в Театре оперы и балета Днепропетровска, «Риголетто» Д. Верди в Музыкальном театре Омска, «Отелло» У. Шекспира в Русском драматическом театре Владикавказа, «Цена» А. Миллера в Театре Антона Чехова под руководством Л. Трушкина в Москве, «Кармен» Ж. Бизе в Театре оперы и балета Красноярска.
К этому списку нужно добавить одно из лучших сценических предложений маэстро – эскизы декораций и макет к спектаклю «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега «Овечий источник» со строгим и пленительным образом Испании. Работа, подготовленная для Малого театра, не была осуществлена на сцене по независящим от художника причинам. Однако эскизы имели большой успех на выставках.
Мастерству М.М. Курилко доступны и глубокий драматизм, и музыкальный лиризм, и фарсовость, и лубочность. Он всегда был верен стилю изображаемой исторической эпохи, не впадая в этнографический бытовизм. Стараясь раскрыть психологическую логику пьесы в согласии с режиссерским прочтением, он никогда не навязывал ей личные дополнительные искусственные измышления с целью модного одно время «самовыражения». Его декорации и костюмы отличались простотой, естественностью, гармоничностью.
В последние годы жизни особенно явственно раскрылся талант М.М. Курилко как станковиста, автора неброских, изысканных пейзажей, экспонируемых на многочисленных выставках, в том числе, персональных.
С 1952 по 1962 годы М.М. Курилко преподавал на художественном факультете ВГИКа. Среди выпускников этого периода – В. Левенталь, В. Серебровский, А. Боим, Б. Бланк. С 1962 года Михаил Михайлович руководил Мастерской театрально-декорационного искусства живописного факультета МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 1992 года был первым руководителем Творческой мастерской театрально-декорационного искусства РАХ.
Маэстро придерживался довольно свободной педагогической линии в рамках реалистической школы изобразительного искусства, стараясь поддерживать творческие индивидуальности. Но всегда требовал уважения к своему ремеслу и к исторической и художественной культуре. Многие выпускники МГАХИ стали ведущими сценографами последней трети 20- начала 21 века. Среди них – С. Бенедиктов, В. Арефьев, Ю. Устинов, В. Архипов, Е. Качелаева, Т. Спасоломская, М. Данилова. А также замечательные живописцы – Р. Лебедева, В. Никонова, П. Браговский, Т. Насипова, И. Палиенко, А. Тимергалеев, Е. Кара-Мурза.
Большую роль в жизни М.М. Курилко играла общественная работа в Союзе художников РСФСР, Союзе художников СССР, Российской академии художеств, где он в разные годы занимал разные должности, в том числе был академиком-секретарем Отделения театрально- и кинодекорационного искусства и главным ученым секретарем Президиума.
Его выступления на творческих вечерах, круглых столах, открытиях выставок выглядели убедительно и нестандартно. Он был прекрасным ироничным рассказчиком, незаменимым предводителем дружеских, в том числе юбилейных, застолий.
И в искусстве, и в педагогике, и в общественных делах главным достоинством Михаила Михайловича было чувство меры и вкуса.
В эти юбилейные дни Президиум Российской академии художеств, коллеги по искусству и работе, ученики, друзья будут вспоминать М.М. Курилко-Рюмина с уважением и благодарностью.
Отделение театрально- и кинодекорационного искусства РАХ
Иллюстрация на превью новости: Потрет М.М.Курилко работы Раисы Ивановны Лебедевой.1997г. Холст, масло.






версия для печати