Члены РАХ - участники выставки «Проникновение в материал и архитектуру» в Москве

 

Другие выставочные залы


Фоторепортаж: Алексея Жучкова. Елена Клембо для РАХ
Выставка открыта для посещения: 21 января – 5 февраля 2023 года
Место проведения: Выставочный зал Союза художников России в Западном крыле Новой Третьяковки (Москва, Крымский Вал, 10; 4 этаж)
Комиссия по монументальному искусству СХР подготовила выставочный проект, где представлены работы московских и петербургских авторов. Среди участников - академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств Александр Корноухов, Мария Красильникова, Алексей Жучков, Анатолий Челышев, Максим Харлов, а также Алина Баталина, Феликс Бух, Борис Зинкевич, Анна Замула, Василина Королева, Мария Скурихина, Александра Фомина, Иван Шаховской. Большинство экспонентов - выпускники академических художественных вузов и Творческих мастерских РАХ.
Современные мастера монументального искусства - создатели разнообразных мозаик для интерьеров христианских храмов, общественных зданий или частных собраний, которые удивляют масштабом, фактурой, интересными композиционными решениям. В экспозиции представлены мозаичные панно, эскизы монументальных проектов, работы из металла и инсталляции, архивные материалы.

Мозаика – единственная из древних техник монументального искусства, дожившая до наших дней практически в неизменном виде. Конечно, менялись технологии клеевых и цементных растворов и процесс изготовления смальты, но, по сути, мозаика на протяжении веков остается (см. словари) «изображением, выполненным из камней, смальты, стекла, эмали и др.». В античный период мозаика была синхронна с фресковой живописью и принадлежала к античной и средневековой строительной культуре.
Но в наше время мозаика перестала существовать как самостоятельная техника, она ушла из общественного архитектурного пространства. Мозаика перешла в мастерские художников и стала не столько монументальной, сколько декоративной. У современных художников отсутствуют глубокие связи с мозаикой, поэтому она не может стать актуальной техникой. Сейчас, в основном, из нее делают мемориальные вещи, а современные опусы – это, в основном, экстравагантные поделки.
Будучи в прошлом частью архитектуры, мозаика вообще не входила в систему искусства. Она была импровизацией в строительной технике. Как только импровизация закончилась, мозаики не стало…Современные искусствоведы порой даже не знают куда ее «приписывать», – то ли к скульптуре с ее трехмерным пространством, то ли к ДПИ, то ли к живописи с пространством иллюзорным, неспособным выйти за пределы рамы в пространство реальное.
В XVIII-ХIХ веках существовало принципиальное различие между внутренним пространством картины внутри рамы и снаружи. Картинное, ограниченное пространство противопоставлялось реальному, физическому. В ХХ веке появляется тенденция выхода картины (как вещи) в физическое пространство (эксперименты Татлина, Малевича и др.). Мозаика, как «вещь» всегда стремится к выходу в физическое, центробежное пространство. Это делает ее постоянно-современной.  В ХХ веке многочисленные эксперименты в изобразительном искусстве не обошли и мозаику. Произошел поворот в восприятии мозаики как чисто-монументального искусства, предназначенного для украшения храмов и зданий. Многие художники начинают работать в мозаике как в станковом искусстве с его ограниченным пространством. Появился даже термин «мелкомодульная камерная мозаика». Но, увы, при таком подходе мозаика теряет свою монументальность и зачастую становится просто картиной из камней. Лишь немногие современные художники-мозаичисты сохраняют в своих камерных мозаиках законы построения монументального произведения, но, как бы пропорционально уменьшенного в размерах, и, соответственно, выполненного уменьшенным модулем (размером камня). В XXI веке ощущение материала уходит в прошлое. Например, кирпич. Кирпич перестал быть конструкцией, его заменили на бетон. В кирпичной кладке идет зависимость одного кусочка от другого. В мозаике, как и в кирпичной кладке, виден этот процесс, как правило, совпадающий по времени с работой. Вот эта историческая связанность поражает в мозаике. А в бетоне не видно процесса. Процесс уходит из нашей жизни, наступает «кнопочное» время. Идея процесса становится все более актуальной, а мозаика, как искусство процесса, восполняет его отсутствие.
Художники, участвующие в выставке, стараются следовать традиционной технике мозаики, но, в то же время быть актуальными, используя современный пластический язык, новые материалы и созвучные нашему времени темы.
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати