М.Чегодаева. Статья «Люди! Будьте людьми...», 2004
М.Чегодаева. Статья «Люди! Будьте людьми...», 2004
СПИД называют чумой ХXI века, но в чем-то он страшнее грозных эпидемий, опустошавших Европу в Средние века. Не тем только, что не в пример чуме, СПИД обрекает больного иногда на годы физических и моральных страданий, мучительного ожидания неизбежной смерти, отчуждения от общества, остракизма... И не только тем, что способен коварно затаится, ничем не проявлять себя в течении многих месяцев, заражая ничего не подозревающих невинных людей, поражая плод в чреве матери. Страшнее то, что в отличие от холеры и чумы, охватившая мир эпидемия СПИДа тесно связана с моральным состоянием общества – с духовной пустотой, с потерей Бога, с сексуальными извращениями и распущенностью, наркоманией, циничным безразличием и безответственностью по отношению к обществу, к самым близким людям, к самому себе.
Как бороться со СПИДом? Искать лекарственные и профилактические средства, внедрять их по всему миру, прежде всего там, где СПИД особенно распространен и опасен, как, например, в Африке? Конечно, конечно, в первую очередь, не жалея никаких средств! Но не менее важно обратить внимание на духовное состояние человеческого сообщества, на распространившееся – не в Черной Африке, а в цивилизованных странах Европы и Америки пренебрежение к таким «устаревшим понятиям» как естественная любовь и верность в любви, семья и ответственность перед семьей; как нравственная и физическая чистота.
Зураб Церетели – художник до мозга костей, мыслящий и чувствующий категориями искусства – видит путь спасения человечества от грозного нашествия СПИДа в художественном творчестве, в образах скульптуры, которая, будучи установленной на площади города, взывала бы к людям, останавливала внимание, кричала, напоминала: «Люди! Будьте людьми! Опомнитесь! Вспомните о вечных, непреходящих ценностях – о чистой, возвышающей душу любви, о красоте молодого прекрасного тела, о высокой облагораживающей силе искусства!»
...Сплетаются, кружатся в пространстве два огромных кольца, сплошь покрытые скульптурой, высоким рельефом. Античные головы, греческие статуи, совершенные даже в свой фрагментарности, множество фигур, орнаментальных деталей – стихия творчества, средоточие всего сотворенного за многие века человеческой истории со времен античности до наших дней. А посередине этого вечного мирового вращения – обнаженные скульптурные фигуры юноши и девушки, классически строгие, идеально совершенные и опять таки вызывающие в памяти античность, поднявшую на пьедестал Человека, мудрого и прекрасного как Боги. Скульптор принципиально соотносит свои скульптуры с канонами Праксителя и Мирона, с бессмертным искусством Древней Эллады – статуями богов и героев, победителей Олимпийских игр, неотличимых от богов Олимпа. В руках у «дорифора» Церетели копье, пронзающее ощерившуюся иглами мину, олицетворение СПИДа.
Автор вложил в монумент сложную литературную программу, но группа вызывает у «меня», зрителя – свой ход зрительных ассоциаций. Не знаю, полностью ли он совпадает с замыслом художника, но, пожалуй, главная сила монумента Церетели именно в том, что он не может не задеть, не заинтересовать зрителя; заставляет думать, фантазировать, вкладывать в произведение искусства свой, волнующий «меня» смысл. Вращающиеся кольца – скульптор сумел зримо передать в статичности скульптуры непрестанное циклическое движение – эти колеса времени чем-то напоминают мне и обручальные кольца, ассоциируются со свадебным кортежем, где вот так же переплетаются два кольца, символ соединения жениха и невесты, мужа и жены: «Да будут единой плотью»... В то же время, есть в этом вечном кружении ощущение какой-то тревоги, скрытой опасности. Красота, воплотившая себя в голове Венеры Милосской, в дивных женских торсах Скопаса нуждается в защите, она может быть разрушена, изуродована...
И напротив: молодая пара, естественная как сама Природа и, казалось бы, абсолютно беззащитная в своей хрупкой наготе, поражает спокойствием и внутренней мощью. Юноша не прилагает никаких усилий, пригвождая к земле смертоносную мину, разрушая ее. Они сами – прекрасные юные мужчина и женщина, олицетворение Любви и вечной жизни – могучее противостояние, противодействие СПИДу, и не только ему одному.
СПИД в скульптуре Церетели – по крайней мере я так чувствую – предстает не просто страшной болезнью, против которой ученые еще не нашли надежных лекарств, радикальных прививок, как найдены они против оспы. СПИД здесь олицетворение мирового ЗЛА – разрушения, ненависти, смерти, гибели всего здорового, красивого, естественного; посягательство на Божественное начало в человеке, будь то Олимпийское величие Эллады, будь то христианское, иудаистское, мусульманское предание об Адаме и Еве, первых людях, сотворенных по образу и подобию Божию.
В наши дни, когда мировое зло принимает самые разные, но равно уродливые дикие формы, подкарауливает исподтишка, не щадит никого, поражая буквально всех – детей и взрослых, людей разных национальностей и вероисповеданий, Зураб Церетели не мог не встать на его разрушительном пути, не противопоставить ему то, чем владеет – свое искусство. Кому-то покажется наивным; ну, как может скульптура, пусть сколь угодно талантливая, преградить путь СПИДу, террору? Ведь искусство так же хрупко, беззащитно, обнажено, как влюбленная пара с монумента Церетели, как мраморы Эллады! Представители «группы риска» – наркоманы, проститутки, способные бездумно, а иногда и цинично-сознательно заразить СПИДом собственного ребенка; террористы, не щадящие ни чужих, ни своих, с холодным расчетом готовящие уничтожение сотен детей и женщин, в том числе одурманенных ими, превращенных в «зомби», в живую мину юных красавиц, собственных сестер – разве остановит их установленная на площади скульптурная группа? Остановит! Конечно, не буквально, как могут остановить таможенный досмотр и милицейский патруль, но как доброта побеждает ненависть, религия – сатанизм, красота – уродство. «Красота спасет мир» – это, столь часто повторяемое утверждение Достоевского стало программным манифестом Зураба Церетели, смыслом и содержанием его монумента.
М.А.Чегодаева. Ноябрь, 2004.
версия для печати