М.Чегодаева. Газета «Культура».Статья «Путь к Богу». 2004

 

«Первого сентября трое моих маленьких внуков пошли в школу – радостные, нарядные, с букетами цветов. Мы с моим сыном, их отцом были заняты; детей повела в школу мама. Младшая, шестилетняя Леночка шла «первый раз в первый класс». Ей была доверена великая честь: проехав вокруг двора на плече старшеклассника, возвестить колокольчиком начало школьного года. ...В это самое время за тысячу верст от Москвы такая же прелестная малышка таким же звонким колокольчиком должна была открыть праздник новой жизни – для таких как она, выход из младенчества в школьное детство и отрочество; для таких, как несший ее юноша – выход из детства и отрочества в молодость, в ответственный мир взрослых... Тот колокольчик был найден позже на окровавленном полу вместе с приготовленными для первоклашек карточками – стихами Маршака: Стала курица считать Маленьких цыпляток: Желтых пять и белых пять, А всего десяток... Добрые, ласковые стихи, залитые детской кровью... Не выходит – не из головы, из сердца непередаваемый ужас тех дней, когда все мы, весь мир, прильнув к телевизорам, жили одним – чудовищной трагедией Беслана. Саднит душу мысль о мамах, бабушках, детях, что были подвергнуты террористами изуверским пыткам и издевательствам в спортивном зале, о близких и родных заложников, что три дня метались около захваченной школы, сходя с ума от тревоги и неизвестности. Боже мой! Ведь это могло быть с каждым из нас! С МОИМИ внуками, с МОЕЙ невесткой, их мамой, со МНОЙ и моим сыном... За последнее десятилетие мир пережил много, слишком много террористических актов, погубивших сотни, тысячи ни в чем не повинных людей, детей и взрослых. Но до Беслана человечество еще не знало такого циничного целенаправленного убийства ДЕТЕЙ – самого святого и чистого, что только существует в мире; специально задуманного нападения на ШКОЛУ, уничтожения матерей, учителей. РЕБЕНОК, МАТЬ, УЧИТЕЛЬ – есть ли что-нибудь выше этих понятий! Что может быть бесчеловечнее, безбожнее, чем посягательство на ребенка, мать, учителя! Никогда еще не являлось нам с такой неопровержимой реальностью: кто бы ни были конкретные инициаторы и исполнители террористического акта в Беслане – за ними стоит мировое ЗЛО, цель которого расколоть мир, вторгнуть человечество в беспросветный мрак войн, крови, ненависти; ОТВРАТИТЬ ОТ БОГА. Как противостоять злу? Вопрос вопросов, стоящий перед миром. Для Зураба Церетели – самый естественный, самый верный путь в борьбе со злом заключается в художественном творчестве, в высоком гуманистическом искусстве. Известнейший скульптор, Церетели никогда не ждет заказов – неуемная натура мастера, его человеческая совесть побуждают его откликаться на все, что волнует, задевает людей; участвовать в жизни общества тем, что ему дано, чем он владеет – своим искусством. Мог ли он не откликнуться на трагедию Беслана всей силой души, всем талантом художника? Под его руками художника трагедия Беслана претворилась в пластический образ, проникнутый огромной эмоциональной силой. Бронзовая, изогнувшаяся как лук, стрела устремляется в небо. На гранитном пъедестале – недоигранные детские игры, недочитанные детские книжки... Нижнюю часть стелы составляют тела убитых, они тяготеют к земле, привносят в монумент чувство непрочности, потери равновесия, опасности обрушения... Но чем выше – тем сильнее, устойчивее и в то же время динамичнее становится движение возносящейся стрелы; мертвые дети оживают, воскресают, обретают крылья, возносятся к Небу, к Богу, единому для всех... Никакой реквием, никакие, самые проникновенные слова не заглушат боли, не зарубцуют кровоточащую рану. Много десятилетий, быть может тысячелетий будут люди помнить Беслан, как помнится трагедия избиения младенцев царем Иродом в Вифлееме. Но подобно тому, как отпевание покойника в церкви привносит в души скорбящих родных просветляющее чувство близости Божественных сил, так и подлинное искусство способно приблизить, приобщить нас к Богу. Скульптура памяти Беслана Церетели без всякой мистики, без малейшего намека на рассудочную литературность своей пластической выразительностью, своим захватывающим ритмом заставляет ощутить непосредственное, младенческое устремление человеческой души к Небу. Трудно найти более убедительный и не побоюсь сказать – более утешительный зрительный образ, чем эти воскресающие, устремляющиеся ввысь дети–птицы, дети–ангелы. Торжество бессмертия. Победа Добра над Злом. В течение всего ХХ-го века шла воистину апокалипсическая борьба добра и зла; зло вновь и вновь искушало властью тех, кто готов был ему поклониться. Честолюбивые фанатики, отвергнув Бога, покупали владычество ценой страданий миллионов людей, морей крови. Ныне дьявол вновь сулит мировое господство обезумевшим фанатикам – вахабитам, требуя с них ту же страшную плату. Расколоть мусульманский мир, поднять мусульман против христиан и христиан против мусульман, возбудить ненависть к людям другой национальности и другого вероисповедания, посеять в душах подозрительность, безверие, панический страх. – все это нужно только силам Зла и никому другому. Согласие в людях означало бы конец владычества зла на Земле. МЫ ОБЯЗАНЫ ЭТО ПОНИМАТЬ! Трагедия Беслана как и трагедия Нью-Йорка, трагедии Израиля, Египта, Ирака, России – прямое следствие мирового разлада, конфронтации, непонимания, не желания понять... Если бы каждый из нас, вот так как Зураб Церетели, считал своим долгом сделать максимум того, что в его силах – как ни малы, ни слабы лично «мои» возможности – мы бы, все вместе, остановили ЗЛО – побороли бы и изуверский фанатизм, и такие «плоды цивилизации» как корысть, бездуховность, свобода от совести, цинизм и эгоистическое равнодушие сытых людей, благодаря которым только и может террор одерживать свои чудовищные победы».

М.А.Чегодаева. Газета «Культура». 4-10 ноября 2004 года






версия для печати