Е. Романова. Статья «Исполнительское мастерство в России умрёт?». 2019

 

Что объединяет между собой лучшие произведения монументального искусства в нашей стране? Петербургский «Медный всадник» и московский памятник А.С. Пушкину? Петергофские фонтаны и каменное узорочье московских церквей? Связующей нитью между ними служит высочайшее мастерство исполнения гениальных задумок скульпторов и архитекторов. Талантливые мастера, которые претворяли в жизнь блестящие проекты художников в разные века и времена, были обучены исполнительскому искусству, общей характеристикой которого является высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определёнными видами исполнительской деятельности.

С начала 1990-х годов уровень художественного исполнительского мастерства в России неуклонно снижается. Осознавая трагические последствия возможности полной утраты высокохудожественных исполнительских навыков, Российская академия художеств обратилась в Правительство Российской Федерации с предложением о создании Центра исполнительского мастерства.

Причиной неуклонного снижения уровня исполнительского искусства в последние 30 лет служит практически полное разрушение системы профессионального художественного образования в этой сфере. Закрыты профессиональные школы, в которых готовились мастера-исполнители произведений многих видов изобразительного искусства – скульптуры, монументальной живописи, печатной графики и т.п. Как результат, целый ряд художественных специальностей утрачен, а в тех, которые еще существуют, чаще всего работают специалисты преклонного возраста. Нарушение преемственности поколений в данной области деятельности угрожает полным исчезновением квалифицированных кадров. В связи с отсутствием единой системы профессиональной подготовки в сфере исполнительского художественного мастерства сегодня остаются лишь единицы среди специалистов, способных передать свой опыт, знания, навыки молодому поколению. Нехватка высококвалифицированных кадров мастеров-исполнителей привела к тому, что многим отечественным скульпторам в рамках исполнения государственных и муниципальных заказов приходится отливать свои работы за рубежом – в Германии, Италии, Венгрии, Дании и даже в Китае.

Однако отсутствие профессионального обучения – лишь одна из составляющих, хотя и очень важная, успеха мастера – исполнителя творческого замысла. Чтобы добиться наивысших художественных результатов при исполнении задуманного проекта, необходимо наличие постоянной профессиональной связи между исполнителем и художником, что, в конечном счете, и является залогом осуществления проекта на высоком профессиональном уровне. Именно поэтому, до эры повсеместного создания в Европе академий художеств, все выдающиеся мастера имели свои мастерские. Наши предки, отличавшиеся мудростью и дальновидностью, с самого начала включили в состав Императорской Академии Художеств ремесленные классы, в которые осуществлялся строгий отбор способных детей. Находясь в стенах единого учебного заведения вместе с художниками, будущие мастера насыщались вместе с ними единой художественной культурой, что в дальнейшем, во время совместной работы, гарантировало им полное взаимопонимание в области творчества.

Начиная с кризисных 1990-х годов, Академия постепенно практически полностью лишилась своей исполнительской базы, в которую в том числе входили: Мастерские мозаики; Лаборатории по технологии художественных, живописных, скульптурных и графических материалов; Живописно-реставрационная мастерская; Гипсо-формовочная мастерская; Бронзо-литейная мастерская; Мастерская по обработке камня; Керамическая мастерская; Литографская, офортная и ксилографическая мастерская; Макетно-декорационная мастерская; Фотолаборатория; Столярная мастерская. До 1991 года в этих мастерских и лабораториях работали выпускники профессиональных техникумов, которые в настоящее время тоже упразднены.

Российская академии художеств, как преемница Академии художеств СССР, до самого недавнего времени руководствовалась Постановлением Совета Министров СССР № 2782 от 5 августа 1947 г., определяющим функции и задачи Академии. В Постановлении указывалось, что «Академия художеств СССР является высшим научным учреждением, объединяющая наиболее выдающихся деятелей в области живописи и скульптуры», и что Академия «осуществляет подготовку художников /живописцев, скульпторов, графиков/ высшей квалификации». Для выполнения обозначенных задач в состав Академии художеств СССР были включены: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде со средней художественной школой при нем, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, аспирантура по различным видам изобразительного искусства и искусствознания, библиотека, музей, мастерские и лаборатории. Позднее в состав Академии вошел и Московский художественный лицей, который стал базовой школой института им. В.И. Сурикова (ныне – Московская центральная художественная школа), добавился научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусства, а также издательство. Помимо этого, в рамках академической системы была учреждена серьезная исполнительская база, мастерские и лаборатории которой были перечислены выше как ныне упраздненные. К ним относится и скульптурный комбинат в г. Мытищи, и художественно-промышленный комбинат им. Вучетича в Москве, на котором с 1966 года были отлиты свыше 600 памятников. Сегодня давно пустующее здание московского комбината готовится к реконструкции для перепрофилирования его в торгово-развлекательный центр.

Тяжелую ситуацию усугубило принятие Федерального закона от 27.09.3013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 5 декабря 2014 года № 1322 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции и полномочия учредителя и собственника имущества организаций, находящихся в ведении Российской академии художеств», в соответствии с которыми функции и полномочия учредителя образовательных организаций, ранее подведомственных Академии, ныне осуществляются Министерством культуры РФ.

Российская академия художеств, на практике осознавая катастрофические последствия резко изменившихся условий академической подготовки мастеров-исполнителей, готова взять на себя ответственность по воссозданию утраченного и выступила с инициативой создания Центра исполнительского мастерства. Правительство Российской Федерации поддержало инициативу, предоставив под эти цели помещения по адресу: Кривоколенный переулок, 12. Начать реконструкцию здания под нужды Центра предполагалось уже в 2017 году, однако, в связи с непростой экономической ситуацией в стране, финансирование работ было отложено.

Согласно Концепции создания и развития Центра, в его структуру войдут 7 творческих мастерских, 17 мастерских исполнительского мастерства и 3 экспериментальные лаборатории. Остановимся подробнее на составе этих структурных подразделений.
Творческие мастерские охватят специализацию по следующим направлениям: станковая живопись, монументальная живопись, театрально-декорационное искусство, графика, шелкографическая печать, скульптура и архитектура.
Мастерские исполнительского мастерства буду готовить профессионалов в таких областях, как: гипсо-формовка; бронзовое литье; художественная обработка камня, металла, дерева, ткани и стекла; мозаика и производство смальты; перегородчатая и объемная эмаль; литография, офорт и ксилография; роспись по металлу; реставрация живописи, архитектурных деталей, текстильных изделий, каменного и деревянного зодчества; архитектурно-проектное мастерство; макетно-декорационное; дизайн интерьера, среды, ландшафтный и графический; современное искусство и мультимедийные практики; фото-киноискусство, анимация и реклама.
Экспериментальные лаборатории займутся исследованиями технологии живописных, скульптурных и графических материалов, изучением методов увеличения художественных произведений, анализом возможностей фото- и видеоискусства.

Для профессионального сообщества очевидно, что для осуществления масштабных задач требуются не только новаторские идеи и художественные проекты, но и их перевод в материал, для чего необходимо на государственном уровне создать принципиально новую структуру, способную бережно хранить традиции и инновационно развивать школу российского исполнительского художественного мастерства. В перспективе это позволит подготовить необходимое количество высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов, мастеров-исполнителей, прививая им высокие патриотические и нравственные ценности, воспитывая высокие духовные идеалы. Только тогда пространство нашей необъятной родины вновь украсят такие произведения монументального искусства и архитектуры, которыми смогут гордиться и восхищаться наши потомки.

Академик Российской академии художеств Елена Романова






версия для печати