«Теперь нам нужен памятник против СПИДа». Интервью Зураба Церетели с Сергеем Соловьевым. 2007

 

«Теперь нам нужен памятник против СПИДа». Интервью Зураба Церетели с Сергеем Соловьевым. 2007

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели – одна из самых противоречивых фигур в искусстве. Многие уверены, что он, пользуясь протекционизмом столичных властей, своими памятниками средней и большой величины испортил облик современной Москвы и, кроме того, стал настоящим «арт-олигархом» в академии, распределяющим государственные заказы среди других художников. Сегодня один из самых критикуемых людей страны, невзирая на ухмылки «поклонников» по поводу масштабов своей деятельности, готовится к 250-летию Академии художеств. Накануне юбилея Зураб Церетели ответил на вопросы «Новых Известий».

– Зураб Константинович, летом будет отмечаться 250 лет Академии художеств. Как будете праздновать?
З.Ц. Юбилей уже идет. Недавно проходила академическая выставка. 15 июня мы отрываем в Манеже огромную выставку, где показываем историю академии. Потом она поедет в Петербург. Праздников у нас всегда много. В академии не иссякает поток людей. Мы активно работаем с инвалидами, занимаемся благотворительностью. Во Франции я буду устраивать мастер-классы. Между прочим, там очень ценят наше академическое образование.
– И чем же оно так ценно?
З.Ц. Сохранение традиции и поддержание индивидуальности в искусстве – вот в чем его ценность.
– Но есть мнение, что академия – это консерватизм и рутина.
З.Ц. Знаете, когда авангард только начинался, его не принимали. А теперь наши авангардные художники стоят миллионы. Все изменяется. Также в академии – сейчас мы стараемся раскрыть что-то свое, индивидуальное, особенное. Хотим, чтобы художники чувствовали современность.
– То есть вы не против современного искусства? Поддерживаете, например, идею биеннале?
З.Ц. Что значит «не против»? Мы первыми открыли музей современного искусства. Биеннале мне нравится. Считаю, что это очень правильно, если у нас будут больше этому уделять внимания. Вот, например, во Франции поддерживают молодых художников.
– Насколько я понимаю, в Париже вы часто бываете в роли посла доброй воли ЮНЕСКО. Что вы делаете на этом посту?
З.Ц. Здесь три направления – борьба против терроризма, против СПИДа и за объединение религий. Именно это мои направления. Недавно я вернулся из Франции, где делал доклад об этом в ЮНЕСКО. Я говорил о борьбе с терроризмом силами искусства.
– Разве с терроризмом можно бороться с помощью искусства?
З.Ц. Конечно. Вот в Америке поставили памятник жертвам терроризма – президент Путин его закладывал, там имена всех погибших во время разрушения башен. Чем больше людям напоминаешь о трагедии, тем меньше будет желания совершать экстремистские поступки.
– Вы имеете в виду ваш памятник?
З.Ц. Да, мой. Там 4 тысячи фамилий пострадавших от терроризма. Или, например, обязательно теперь нужен памятник против СПИДа. Ведь это самая страшная болезнь, чума нашего века. В старые времена в городах ставились особые скульптуры, чтобы охранять их от чумы. Если же болезнь уходила, тоже ставились специальные знаки.
– Вы входите в Общественную палату. Там вы поднимаете те же самые проблемы?
З.Ц. Нет, там у нас свои задачи и важные проблемы. Сейчас я выступаю за то, чтобы скорее был принят закон о меценатстве и благотворительной деятельности. В Европе и в Америке такие законы уже имеются. Там люди по ним работают. Вот был недавно юбилей Шостаковича – на Западе на этом имени очень много зарабатывают. А у нас почти ничего не делается – мало кто вообще о юбилее слышал. Нужно, чтобы у людей появилось желание поддерживать искусство и культуру.
– Этот закон будет касаться художественных коллекций? Например, в Америке, если предприниматель покупает искусство, с него снимают часть налогов.
З.Ц. Да, об этом мы говорим. Я как художник отдал свои произведения в Музей современного искусства. За них я не взял денег. Но как покупать другие вещи в музей? И надо, конечно, давать привилегии тем, кто покупает искусство. Сейчас открывается много частных коллекций, вещи покупаются на аукционах. Кстати, мои картины тоже продают в Англии.
– Что вы сейчас делаете как художник?
З.Ц. Я уже провел свои выставки почти в 26 российских городах. Там я ощущаю такую положительную энергию, такой обмен добротой, это дает мне новые силы. Надо работать не на сегодняшний момент, а на новые поколения. Поэтому сегодня я все больше провожу мастер-классов для детей, для воспитанников нашего лицея. Планировалось, что таких мастер-классов будет только два в месяц, но получается по два на неделе.
– А каких новых произведений от вас ждать?
З.Ц. Самая сильная моя головная боль на сегодняшний день – это конкурс на парк скульптур в Китае к Олимпиаде в 2008 году. Там было несколько тысяч претендентов из 86 государств, сейчас должно все решиться. Та же самая ситуация в Америке, в Денвере, где будет установлен монумент жертвам холокоста. Из более чем 4 тысяч художников осталось в финале только пять – там и мой памятник. Работаю я постоянно. К сожалению, пока не ясна ситуация с детским парком развлечений. Вот к идущей сейчас выставке в Париже подготовил много новых полотен. Теперь грядет большая выставка в Манеже – там тоже будем показывать лучшее, что есть в академии.

Скульптор Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1958 году окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств. Работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Является автором одного из самых высоких в мире памятников – 96-метровой статуи Петра I в Москве. Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, художественном оформлении Манежной площади, воссоздании храма Христа Спасителя. Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели. Народный художник Грузии (1978), народный художник СССР (1980), народный художник России (1994). Лауреат Ленинской премии (1976), Государственных премий СССР (1970, 1982) и России (1996).
Сергей Соловьев. «Новые Известия». 23 мая 2007 года






версия для печати