В.Дажина. Статья «Талант созидателя. Коллекция и музей Зураба Церетели». Журнал «ДИ» №3-4, 2002
Страсть к коллекционированию, свойственная человеческой натуре, стремление окружить себя разного рода предметами старины или произведениями искусства, этими осколками человеческой памяти, увлекательна и заразительна. Этой страсти, вместе с любопытством, терпением и настойчивостью, мы обязаны появлением наших лучших музейных коллекций. Без нее не было бы Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи и Музея В.А.Тропинина, Музея изобразительных искусств на Волхонке и Театрального музея им. А.А. Бахрушина. У истоков этих музеев, включая императорские коллекции, стояли личная инициатива и всепоглощающая страсть к собирательству.
Зураб Церетели остается художником всегда, ведь это не профессия, а призвание. Его артистический дар определил его судьбу, характер, линию поведения и манеру общения, его речь, часто построенную на неожиданных образных сравнениях, окрашенную в яркие краски метафор. В коллекционировании этот артистизм проявляется в неровности собранных произведений, когда отсутствие трезвого расчета позволяет покупать казалось бы случайные вещи, которые, собранные вместе, образуют неожиданно цельную и объемную картину.
Открытость и душевная щедрость, присущие З. Церетели как художнику и человеку, в полной мере проявились в составе его коллекции, которую он стал собирать более двадцати лет назад. Руководствуясь интуицией художника и страстью коллекционера, он пополнял свою коллекцию произведениями самых разных художников, мало похожих один на другого, но объединенных талантом и яркостью своих творческих судеб. Примитивы Нико Пиросмани соседствовали рядом с ранним М. Шагалом и графикой П. Пикассо, а работы Д. Бурлюка с арт-объектами Ф. Армана. Часто бывая за границей, общаясь с художниками и коллекционерами, посещая художественные ярмарки и аукционы, З. Церетели не мог не обратить внимание на произведения русских мастеров начала ХХ в., волей судьбы оказавшихся вдали от России. Мечтая собрать коллекцию, которая бы достойно представляла русское искусство ХХ в., он делал все возможное, чтобы вернуть произведения раннего русского авангарда на родину. Благодаря его усилиям Россия владеет уникальными работами Д. Бурлюка и В. Издебского, давно ставших классиками европейского искусства ушедшего столетия. По мере роста состава и художественного уровня коллекции реальные очертания получала давняя идея З. Церетели о создании в Москве Музея современного искусства, нужда в котором ощущалась давно, но раздираемые внутренними противоречиями чиновники не спешили с его учреждением.
Со временем страсть коллекционера сменилась кропотливой и многотрудной работой созидателя. Давняя мечта обрела реальные очертания, когда в Москве в старинном особняке Губина открылся первый музей современного искусства. Вот уже три года залы Московского музея современного искусства гостеприимно открыты для посетителей. Их количество с каждым годом становится все больше, и это не случайно. Музей стал заметной составляющей столичной художественной жизни. Его динамично меняющаяся экспозиция, выставки и художественные проекты - от таких масштабных как фотовыставка, посвященная Москве, и проект «Дворец тысячелетий или Дары разрушения» до более камерных, но не менее значимых, как акция В. Колейчука или выставки художников нонконформистов, круглые столы и творческие встречи с художниками - не могут не привлекать посетителей, особенно молодых.
Музей все больше становится не просто удобным пространством для выставок и музейных экспозиций, а центром притяжения для тех, кто живо откликается на запросы своего времени, хочет идти в ногу с ним. Как инициатор создания музея, один из его учредителей и неизменный директор, Церетели вникает во все музейные дела, без его непосредственного участия не проходит ни одна выставка, благодаря его поддержке музей выступает с новыми инициативами, как, например, создание на его базе научно-методического центра по проблемам изучения языка современного искусства, принципов его музейного экспонирования и хранения. При благосклонной поддержке Церетели в музее была организована детская творческая студия «Фантазия» и Школа современного искусства «Свободные мастерские» для молодых художников и просто любителей искусства, готовых приобщиться к его новым формам и технологиям.
Однако главным для Церетели как директора музея является забота по пополнению его коллекции. Ее состав отражает довольно определенную политику, вернее, идеологию музея - стать центром изучения русского и зарубежного искусства ХХ в., в первую очередь его авангардной и постмодернистской составляющих. Постепенно музейная коллекция стала одной из наиболее полных и качественных коллекций произведений раннего русского авангарда, особенно тех художников, которые были вынуждены эмигрировать из России. Это работы Д. Бурлюка, В. Издебского, В. Баранова-Россине, Н. Гончаровой и др. Помимо произведений русского авангарда музейная коллекция постоянно пополняется и расширяется за счет приобретения работ художников нонконформистов, которые по-своему восприняли и развили авангардную линию своих предшественников. Среди хорошо известных имен можно назвать О. Рабина, В. Немухина, В. Яковлева, Э. Штейнберга, Э. Гороховского, А. Слепышева, Д. Краснопевцева и О. Целкова.
В настоящее время музейный фонд насчитывает более 2 000 единиц хранения и регулярно пополняется. Столь внушительная коллекция требует постоянного внимания - это и атрибуирование вещей, и каталогизация, и создание музейной фототеки и архива, наконец, исследовательская работа с фондами, без которой музей не будет музеем, а всего лишь пространством для экспонирования. В полной мере отдавая себе отчет в том, насколько разнообразна и многотрудна музейная работа, Церетели умеет находить единомышленников, доверять своим музейным коллегам и поддерживать их инициативу. Он не только сам принимает решения, но и внимательно прислушивается к мнению специалистов, заражая их своим энтузиазмом. За последнее время музейная коллекция пополнилась произведениями известных мастеров концептуального искусства и художников, работающих с новыми технологиями. Достаточно назвать имена О. Кулика, А. Бродского, В. Комара и А. Меламида, Ф. Инфантэ и А. Салаховой, С. Шутова и И. Пиганова. Столь активное пополнение коллекции делает актуальной проблему расширения территории Московского музея современного искусства.
Церетели мечтает о создании его филиалов в Санкт-Петербурге, Тбилиси, Париже и Нью-Йорке. Зная его характер и умение добиваться поставленной цели, будем надеется на скорые вернисажи.
Как Президент Российской Академии художеств, З. Церетели большое внимание уделяет ее реформированию и поднятию престижа Академии художеств среди других художественных институций нашего времени. Для более действенного участия Академии в реальной художественной жизни он задумал и осуществил один из наиболее грандиозных своих проектов - создал на Пречистенке, в бывшей усадьбе князей Долгоруких, музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств Зураба Церетели». В отличие от Московского музея современного искусства комплекс на Пречистенке размахом своих площадей позволяет организовывать масштабные выставки и большие музейные сменные экспозиции. По замыслу Церетели здесь должны представлять свое творчество как маститые академики, так и их молодые ученики. Поэтому не случайно первой большой акцией выставочного комплекса «Галереи искусств Зураба Церетели» стала выставка «Императорская - Российская Академия художеств», на которой, помимо историко-ретроспективного раздела, посвященного истории основания и становления Российской Академии художеств, было представлено творчество большинства из ныне здравствующих академиков, работающих в самых разных жанрах и формах.
Открытие музейно-выставочного комплекса на Пречистенке, реорганизация его внутреннего двора, превращенного в огромное выставочное пространство, было наиболее значительной, после создания Московского музея современного искусства благотворительной акцией Церетели. Будем надеется, что музейно-выставочный комплекс в полной мере оправдает свое предназначение и станет не только еще одним выставочным пространством, но и важной составляющей в профессиональном обучении художников. Ведь уникальной частью его экспозиции является большое собрание слепков с антиков, старых мозаик и произведений, вышедших из академических мастерских. Размещенные в просторных залах цокольного этажа музейного комплекса, они могли бы стать важнейшем подспорьем в приобретении профессиональных навыков, ведь копирование всегда помогало поставить глаз и руку будущему художнику, приучить его к твердости и ясности пластического мышления. Жизнь искусства во времени всегда связана с преемственностью - собирание коллекций, создание музеев позволяет удержать готовые разорваться связи, сделать прошлое актуальным, а традиции живыми и действенными.
Вера Дмитриевна Дажина - доктор искусствознания, профессор, специалист по искусству Возрождения и современному актуальному искусству, сфера профессиональных интересов - образовательные программы в области современного искусства. Журнал «ДИ» №3-4, 2002
THE TALANT OF A CREATOR COLLECTION AND THE MUSEUM OF ZURAB TSERETELI The spiritual generosity and readiness to communicate - the characters so typical to Z.Tsereteli - have been manifested in his collection, which he started to collect twenty years ago. Being directed by the intuition of an artist and the passion of a collector he was enriching his collection with the works of various artists. They are little resemble to each other but are united by a talent and brightness of their creative life. Z.Tsereteli was dreaming to make a collection to be deserved to represent the Russian art of the XX-th century. He did his utmost to bring back to the native land the works of Russian vanguard dated to its early period. In the course of the time the passion of a collector was replaced by the laborious and burdensome labor of a creator. Of long-standing desire - to found a museum of contemporary art in Moscow - gained its real outlines when such a museum was opened at the detached house of Gubin. Today the Moscow museum of contemporary art has become part and parcel of the city artist life. The main concern of Z.Tsereteli as a director of the museum is to enlarge its collection. The collection's content reflects the precise policy of the museum - to become a centre on investigating Russian and foreign art of the XX-th century, and in the first place its vanguard and post-modern components. Gradually the museum collection has become one of a complete collection of high quality works relating to Russian early vanguard. It comprises the works by D.Burlyuk, V.Izdebsky, V.Baranov-Rossine, N.Goncharova and others. The collection is continually re-stocked by the works of nonconformists - O.Rabin, V.Nemukhin, V.Yakovlev, E.Gorokhovsky, O.Tselkov and others. Nowadays the museum fund comprises 2000 pieces. Z.Tsereteli dreams to found the branches of the Moscow museum of contemporary art in St.Petersburg, Tbilisi, Paris and New York. For Academy to participate to the real artistic life Z.Tsereteli, as a president of the Russian Academy of Arts. Vera DAZHINA
версия для печати