«Наследники великого искусства». Выставка работ выпускников академических Вузов вРоссийской академии художеств

 

Выставка «Наследники великого искусства» является частью крупного выставочного проекта Российской академии художеств, посвященного отечественной художественной школе. За последнее время прошел ряд выставок, повествующих о ее истории и раскрывающих систему академического образования в XVIII и XIX веках.

Подготовка молодой смены высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства на протяжении всей истории Российской академии художеств являлась важнейшей ее задачей. Отечественная художественная школа сложилась в конце XVIII - начале XIX века, объединив опыт европейского художественного образования и национальные традиции. Очень быстро она завоевала высочайший авторитет на родине и за рубежом. Основой художественной педагогики всегда был синтез богатейшей практики и актуальной теоретической мысли в области искусства, философии, естественных наук. Художники, прошедшие эту высшую школу мастерства в последствие создали произведения, составившие золотой фонд отечественной культуры. Это А.Иванов и К.Брюллов, В.Баженов, И.Старов, Ф. Шубин, Ф.Рокотов, О.Кипренский, И.Репин, В.Суриков, В.Серов, М.Врубель и многие, многие другие, в том числе замечательные современные художники.

Цель данной выставки особая. Она открывается в преддверии международной конференции «Художник в ХХI веке», инициатором проведения которой стал президент Российской академии художеств З.К.Церетели. Конференция призвана объединить художников, ученых, деятелей культуры, для заинтересованного профессионального обсуждения проблем развития искусства и художественного образования в новом столетии.

Особенностью и уникальностью современной российской художественной школы является сохранение классической традиции как основы художественного образования, переосмысление классики в контексте современного художественного процесса. Важнейшей задачей является сохранение неповторимой творческой индивидуальности и тем самым – возможностей дальнейшего развития живого пластического языка.

Российская художественная школа имеет богатый опыт привлечения к педагогической деятельности своих выпускников - крупных мастеров, принадлежащих к различным направлениям современного искусств.

За годы обучения студенты получают обязательную классическую подготовку в области рисунка, живописи, композиции, и имеют возможность заниматься в учебной мастерской наиболее интересного для них художника.

Весь спектр творческих исканий молодых художников представлен на выставке. Экспозицию составили около 300 произведений живописи, графики, скульптуры, архитектурные проекты, выполненные в последние несколько лет студентами и выпускниками двух крупнейших высших художественных учебных заведений - Московского государственного академического художественного института им.В.И.Сурикова и Санкт-Петербургского академического института живописи. скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина.

В живописном разделе выставки демонстрируются работы студентов ведущих персональных учебных мастерских монументальной и станковой живописи. Произведения монументалистов демонстрируют высокий профессионализм мастеров, богатство творческих задач, методов и приемов.

Произведения учеников московской персональной мастерской монументальной живописи профессора Максимова Е.Н. впечатляют высоким уровнем мастерства, глубоким пониманием задач, которые ставит перед художником интерьер. Его студенты представили на выставку различные произведения: мозаики на античную и христианскую тему, эскизы храмовых росписей, а также копии.

Изысканная ширма «День и ночь» работы Кузнецова А. лаконична по своему цветовому и композиционному решению, что позволяет ей вписаться практически в любой интерьер.

Несколькими работами Титова Е., ученика профессора Крылова А.К., изображающими фрагменты росписи собора иконы Федоровской Богородицы в Царском Селе, показана деятельность мастерской церковно-исторической живописи.

Драматизм человеческих судеб потрясает в работах художников петербургской творческой мастерской профессора Мыльникова А.А. В полотнах Пичахчи С.А. «Боль» и КравцоваИ.М. «Оплакивание» найдено предельно лаконичное композиционное решение и суровый темный колорит.

На выставке представлено все разнообразие стилистических исканий молодых художников-станковистов. Студенты представили работы широкого тематического и жанрового диапазона. Они обращаются к темам отечественной и мировой истории, работают в жанрах многофигурной композиции, пейзажа-картины. Примечательно, что станковисты используют такую форму произведения как серия или цикл работ, что традиционно свойственно искусству графики. В целом ощутимо стремление к монументализации художественного образа.

Умением прочувствовать музыку реального пространства, природного мотива, передать содержание через переживание конкретного события, природного состояния отличаются работы студентов мастерской профессора В.М.Сидорова. Они хорошо владеют принципами пленэрной живописи. А.Исаевой в работе «Соловки» удается передать и суровую красоту севера, и состояние напряженности и скорби , связанные с историей этих мест, через тревожные краски заката. Работа А.Дроздова «Кормилица» отличается большой непосредственностью, цветовой звучностью. О.Мельникова в работе «Пушкинская Москва. У Харитония в переулке» при цветовой сдержанности предпочитает тонкую пластическую разработку пространства. Интересны эмоциональные работы Ким Чи Юнга «На рассвете», А.Тимохина «В углу».

Способностью передать сложный внутренний мир человека, его стремление к гармонии, красоте обращают на себя внимание произведения выпускников мастерской и.о. профессора В.Н.Телина. Привлекают своей созерцательностью и тишиной, позволяющей прислушаться к самым потаенным движениям души работы Е.Степуры «Пасха красная», «Воскресение твое Христе Спасе», Е.Самсоновой «Мир детства». Художники знают цену детали. Умеют тактично вписать ее в целое, хорошо владеют колоритом.

Остро социальны, плакатно броски произведения студентов мастерской и.о. профессора Т.Г.Назаренко. Четкий силуэт, сильная линия многих работ чем-то созвучны жесткости наших дней. Художники стремятся вынести свой вердикт времени. Изобразительные суждения их резки и нелицеприятны, как, например, в работе А.Сорокина «Ночь в городе» или В. Деминой «Шахтеры». В работах ощутимо стремление довести изображение до степени знаковости. В этой связи очень интересна работа С.Рулякова «Шахидки».

Студенты мастерской профессора П.Ф.Никонова строят свою философию цвета и пространства. Они стремятся воплотить живописными средствами обобщенные представления о мире, прочувствовать глубинные токи бытия, сложный психологический подтекст реальной жизни. Молодым художникам свойственно в малом увидеть общее, возвести события обыденной жизни до уровня глубоких философских обобщений. Этими качествами отличаются работы «Тихая моя родина» Ю. Сюхиной, «Моя родина» Г. Подолян. Интересна композиция «Пролог» Н.Ситниковой, воспринимающаяся как историческая драма. Произведения отличаются развитым чувством красоты цвета, богатым колоритом. Цвет в работах несет большую смысловую нагрузку.

Многоплановы и интересны поиски петербуржцев. Через тонко прочувствованные ритмы светлых и темных пятен, сдержанную цветовую гамму решает тему своей работы «Зима» А.Кириллов (мастерская профессора В.И.Рейхета). К глубинным основам бытия обращается в сложном историческом полотне «В Гефсиманском саду» С.Овсянников (мастерская профессора В.В.Пименова).

Разноплановы произведения студентов профессора П.Т.Фомина. К сложной теме русской истории обращается В.Порецков в работе «Петр 1». Лаконично ее живописно-пластическое решение. В ином ключе исполнена работа М.Михайловского «Сон в белую ночь». Она декоративна, пластически свободна. Точно найденные композиционное и цветовое решение составляют основу выразительности работы А.Берсенева «Поверженный Дон Кихот» (мастерская профессора О.А.Еремеева). Интересны и технически грамотны произведения студентов мастерской реставрации профессора М.М.Девятова .овладевающие этим сложным и тонким рнмеслом.

Высоким профессиональным мастерством, художественным вкусом, разнообразием произведений отличается графический раздел выставки. Молодые мастера станковой и книжной графики, плакатисты демонстрируют великолепной владение всем спектром графической техники. Они работают со сложным литературными произведениями, умеют найти интересную изобразительную форму своего мироощущения.

Обращают на себя внимание работы студентов мастерской станковой графики профессора М.М.Герасимова. В работах многих петербуржцев звучит тема родного города. Красота и таинственность северной столицы привлекает авторов серии «Белые ночи. Канал Грибоедова» А.Полозову, цикла «Мой Петербург» И.Дмитриеву, сумевших прочувствовать и передать сложный колорит удивительного времени года и изысканную графичность города. Юмором, изяществом стиля отличаются работы серии графических листов по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик» Е.Калининой ( мастерская книжной графики профессора А.А.Пахомова).

Яркие, выразительные работы представили студенты мастерской искусства плаката профессора О.М.Савостюка - тематический плакат, театральные афиши. Обращают на себя внимание работы А.Кумановой - афиша к спектаклю «Игрок» по повести Ф.Достоевского и плакат «Прощай, ХХ век», Ю. Будыкиной «Экология».

Широко, разнообразно представлена мастерская искусства станковой графики профессора Б.А.Успенского. Интересны, оригинальны, отличаются высоким профессиональным уровнем серии цветных офортов А.Иващенко «Возвращение Одиссея», цикл пастелей Е.Кузнецовой , серия «Император Павел 1» А.Гошко.

Умением тонко прочувствовать литературную ткань произведения, найти адекватные изобразительные средства отличаются работы студентов мастерской искусства книжной графики профессора В.П.Панова. Очень эмоциональны иллюстрации О.Савиной к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», выполненные в технике акварели и гуаши; строги и точны карандашные рисунки И.Орлова к роману А.Хейли «Колеса». Особой теплотой характеристик персонажей, живостью рисунка привлекают иллюстрации О.Левченко к сказу П.Бажова «Малахитовая шкатулка».

Значительную часть выставки составляет скульптурный раздел, который демонстрируют широкий диапазон тем, сюжетов, стилистических приемов и пластических решений. В работах учеников мастерской профессора Переяславца М.В. человеческая личность предстает во всей своей непредсказуемости, противоречиях и контрастах. Поразительной экспрессии достиг Суровцев Д. в композиции «Связанный», соединив в человеческой фигуре глубокий трагизм и несгибаемость воли. Образы ярких, незаурядных людей отражены в работах Щебетовой Е. «Гоген» и Малашенко М. «Максимилиан Волошин». Фигура русского поэта поражает своей цельностью, динамизмом, внутренней силой. В композиции «Откровение Иоанна» работы Миронова А. жесткая, угловатая пластика тела, движение складок как нельзя лучше отображают переживания человека в состоянии глубокого религиозного экстаза. Соломатин Н.Б. в скульптуре «Иуда» живо и убедительно воплотил душевные метания, внутреннюю борьбу, переданные в порывистом повороте фигуры, выражении лица.

Скульпторы мастерской профессора Рукавишникова А.И. показывают не только умение схватывать неповторимые внешние особенности человека, но и способность выразить особенности его душевного склада. Благовестнов А. в композиции «Виктор Цой» передал неукротимый, бунтарский дух певца. Его поза выражает одновременно несгибаемую волю и задумчивость. Работа Бекузорова А. «Поверженный герой» сочетает горечь поражения и напряженную борьбу, когда воля всадника и лошади слились в едином порыве. Многие студенты представили анималистические композиции: Старцева А. «Кошка», Свириденко А. « Собаки» демонстрируют способность уловить и передать повадки животного, его характер.

В разделе театрально-декорационного искусства царит дух напряженного поиска, зрелищность и эмоциональность. Эскизы декораций и костюмов к музыкальным и драматическим спектаклям художников творческих мастерских профессоров Кочергина Э.С. и Курилко-Рюмина М.М. отличает большое разнообразие стилевых приемов. Алексеева А.А. в своих эскизах декораций и костюмов к «Сказанию о невидимом граде Китеже» тяготеет к формам и общему духу древнерусского искусства. Учащиеся же мастерской Курилко-Рюмина М.М. стремятся к сложным пространственным и колористическим решениям, передающим взаимоотношения персонажей, авторский замысел. Широкая свободная живопись в сочетании с ясной композицией характерна для эскизов декораций Ермолиной Е. У.Шекспир «Буря», Барановой М. В.-К.Глюк «Орфей и Эвридика».

Архитектурный раздел экспозиции составили графические работы студентов – интерьеры, перспективы памятников архитектуры и архитектурные проекты. Работы демонстрируют преемственность традиций, остро современное профессиональное мышление молодых художников.

Значительный раздел выставки посвящен учебным работам. Это рисунки, живописные работы – натюрморты, портреты, однофигурные и двухфигурные учебные постановки, эскизы композиций, выполненные студентами начальных курсов. Они демонстрируют наиболее важные этапы освоения студентами профессии художника, показывает достижения академической школы.

В экспозиции представлены произведения студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова. Это лучшие дипломные работы выпускников 2002- 2003 годов.

Выставка, широко демонстрируя особенности современной отечественной художественной школы, является великолепным поводом для серьезного анализа и определения путей развития художественной педагогики в будущем.



Возврат к списку

версия для печати