Постоянная экспозиция Мемориального музея «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» в Москве
Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» (Москва, Тверская 17)
В настоящее время собрание музея насчитывает более пяти тысяч экспонатов. В вестибюле расположен знаменитый автопортрет Коненкова (гипс, 1954), отмеченный Ленинской премией и портрет жены мастера Маргариты Коненковой (дерево, 1918) – один из наиболее утонченных и поэтических женских образов. Здесь же представлена выполненная из пней и корней оригинальная авторская мебель (кресла «Лебедь», «Сова», «Удав» и др.), в которой формы и образы заимствованы из природы. Этот уникальный гарнитур является одной из достопримечательностей музейного собрания.
Основная экспозиция размещена в помещении мастерской. Здесь можно увидеть самые ранние произведения ученического периода: «Читающий татарин» (1893), «Камнебоец» (1897), работы «серебряного века», среди которых произведения, вошедшие в сокровищницу русской скульптуры, такие как «Бах» - жемчужины музея, где автор поднялся до необычайного по силе обобщения синтетического монументального образа, ряд композиций на тему «Паганини», «Самсона». Неизменный интерес посетителей музея вызывает знаменитая «Лесная серия», раскрывающая русский национальный характер и демонстрирующая высочайшее мастерство обработки дерева: «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы – ельнинские» (1942), рельеф «Пиршество» (1910) и др. Однако дерево в творчестве Коненкова было не только материалом для фантастических или сказочных образов. Мастерски используя его пластические свойства, скульптор создал полный обаяния портрет М.И. Коненковой (1918) и гармонически совершенную женскую фигуру «Магнолия» (1934).
За свою долгую творческую жизнь Коненков создал великолепную галерею портретов своих современников, выдающихся представителей мировой культуры и науки, в которых проявился его необычайный дар тонко чувствовать индивидуальность, особенности характера и духовного богатства личности. Это – блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького известные портреты внучки писателя Марфы Максимовны Пешковой и ее дочери Ниночки – произведения удивительные по богатству эмоциональных нюансов, полные ясного состояния внутренней чистоты и покоя. Портрет Альберта Эйнштейна 1935 года до сегодняшнего дня считается одним из лучших изображений великого ученого. Вершиной портретного творчества мастера считается портрет Федора Достоевского (1933), в котором скульптору удалось передать всю гамму эмоциональных состояний модели и создать образ, полный трагизма и внутреннего психологизма.
В конце 1920-х годов в творчестве Коненкова появляются совершенно новые сюжетные и пластические мотивы – он обращается к религиозным образам. Евангельский цикл – единственно полное и всеобъемлющее выражение в скульптуре религиозных поисков Коненкова. В музее находятся «Пророк» (гипс, 1928), «Иоанн (терракота, 1928), «Иаков» (терракота, 1928), изображения Христа в дереве и гипсе.
Работы последних лет жизни Сергея Тимофеевича отмечены пластическими экспериментами, стремлением соединить разные виды искусства, выразившимися в синтезе скульптуры и живописи, в попытке соединить движение, звук и скульптуру. Все это нашло свое воплощение в музыкальном скульптурном инструменте «Космос», который можно назвать одной из первых инсталляций в русском искусстве 1950-х годов. До конца своей жизни Коненков оставался смелым новатором и экспериментатором в искусстве, человеком широчайшей эрудиции, мыслителем, глубоко переживающим события своего времени. Недаром завершающий литературный труд скульптора назван «Мой век».
В музее проходят научные конференции, круглые столы и семинары, посвященные вопросам истории искусств, актуальным проблемам художественной жизни, встречи с современными мастерами изобразительного искусства.
версия для печати