К 75-летию Б.К.Орлова

 

1 апреля 2016 года 75 лет исполняется члену-корреспонденту Российской академии художеств Борису Константиновичу Орлову.
Борис Орлов – одна из основополагающих фигур в русском искусстве конца XX – начала XXI века. Его имя художественная критика традиционно связывала с соц-артом. Однако сам автор называет себя «имперским художником». Эпоха античности породила «эталонную» для западного мира империю — Римскую, которая стала прообразом для всех последующих, таких как германская, Священная Римская империя и Австро-Венгерская империя в Средние века, Советский Союз и США в новое время. И хотя художник зачастую работает именно с советской парадигмой власти и героизма, империя становится у него некой универсальной константой.

Архитектурно выверенные скульптуры Орлова из дерева и бронзы, покрытые яркими эмалями, воплощают синтетический образ идеального героя всех времен и империй, и перекликаются с героическими персонажами античности.
В 90-е годы Орлов ушел от чистой скульптуры, перейдя к инсталляции и фотографии как к средствам, чтобы запечатлеть подлинные остатки былой советской империи.В традициях имперского стиля Орлов начинал со скульптуры,  соединяя конструктивизм, плакат и пластику античного стиля.Супрематические прямоугольники в произведениях Орлова оборачиваются орденскими планками, архитектоны превращаются в имперские тотемы, а античные головы увенчивают тела генералов, солдат и матросов. 
Полистилизм — один из ведущих принципов Орлова, позволяющий сводить знаки разных времен в абсолютно целостные произведения. Таким же целостным полем для экспериментов предстает в его понимании история. Художник говорит о неизменной цикличности проявления «героического» и «имперского»: «Героический круг — рождение, триумф, падение, погружение в первичную материю и новый цикл, так круг за кругом».

Его одинаково интересуют древние тотемы, римские портреты, византийские темы, искусство барокко, классицизма и сталинского монументализма. Как отмечал Орлов, – «меня сразу начали интересовать основы имперского стиля: почему на протяжении многих тысячелетий какие-то модели повторяются из раза в раз. Осознавая, что я живу в имперском времени, я видел, что какой-то блуждающий сюжет опять расцветает в современных реалиях, но каркас, на который натягивается эта внешность, имеет одну и ту же структуру. Я стал этот каркас изучать, вычленять его, искать как бы архимодель. Так, увлекаясь этими архимоделями, я попал и в Древний Рим, и в Византийскую империю, и в петровское барокко. Здесь и Растрелли, и Давид с Наполеоном в развевающихся шелках».  

На протяжении многих лет художник Борис Орлов изучает работу времени, стирающего все мифы, все идеологии, и работу памяти, сопротивляющуюся времени. В своих произведениях он представляет сжатую формулу, синтез опыта культуры ХХ столетия. Орлов объединяет в скульптурах модернизм, архаику и советскую реальность, вобравшую импульсы и модернистского, и «примитивного».Борис Орлов создает героический миф в эпоху «гибели богов и героев», что подчеркивает неоднозначность избранной им для себя роли «имперского художника», воплощающего универсальную формулу парадного стиля несуществующей империи, основанную на осмыслении драматического опыта истории человечества.

Член Союза художников СССР, а позже и России, художник является одним из организаторов Первого творческого объединения московских художников. 

«Рано заявив о себе как талантливый скульптор, он развил своё, оригинальное понимание концепции «Соц-арта». Его работы говорят своим голосом, который зритель всегда отличит от голосов других участников этого исторического хора. Работам Бориса Орлова присуща замечательная «имперская декоративность», которая постепенно поставила их в один ряд с самыми выдающимися художниками, сформировавшимися в Советской России». Виталий Комар 

Коллектив Российской академии художеств сердечно поздравляет Бориса Константиновича с юбилеем и желает вдохновения для продолжения его непрерывного творческого поиска.
Управление информации РАХ





версия для печати