Выставка «Большая энциклопедия иносказаний». А.Калугин. Ю.Яковенко.
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
«Большая энциклопедия иносказаний»
Российская академия художеств представляет выставку графических произведений Александра Калугина и Юрия Яковенко «Большая энциклопедия иносказаний».
В экспозиции представлено около 200 произведений этих мастеров графического искусства, каждый из которых по-своему моделирует пространство, предметный мир и человека.
А.Калугин родился в Эстонии в 1949 году. Живет и работает в Москве. Учился в московской студии у художников В.Вейсберга и Б.Козлова. Семидесятник-нонконформист, творчество которого больше известно в Европе и Америке. С 1972 года – активный участник более 50 выставок в России и за рубежом. Работал художником в кино и на телевидении, создал серию графических работ к фильму по роману Б.Акунина «Азазель» и документального фильма режиссера В.Хотиненко «Паломничество в вечный город». Является профессором Международной академии искусств в Италии «Greci-Marino». Неоднократно выступал с лекциями по современному искусству в колледжах и университетах США, преподавал студентам технику офорта. В Grinnell College (штат Айова, США) находится самая большая, постоянно действующая выставка произведений художника. А.Калугин награжден многими международными дипломами. Призер I и II премий за лучшие графические и живописные произведения на Международном фестивале искусств во Флориде.
Творчество Калугина – это гротескный мир на грани между философской фантасмагорией и абсурдом повседневности, в котором нарушены все логические связи: прошлое, настоящее и будущее неразделимы. В своих работах художник соединяет китч с реализмом, абстракцию с фресками, лубок с натюрмортом. Сказочные картины-притчи, многоплановое прочтение его пластических мифологий интригуют своей особой витальной силой, многозначной фрагментарностью, вызывая желание собрать воедино кусочки мозаики и постичь их тайный смысл. Его персонажи одновременно реальны и фантомны. Произведения Калугина – это взрывная смесь несовместимого: цитат из П. Брейгеля, В.Кандинского, М.Шагала, Дж.Поллока, средневековой фрески и граффити. В его работах оригинально смешиваются модернизм и архаика, неопримитивистские тенденции и ироничная деформация.
Работы А.Калугина находятся во многих музейных и частных коллекциях России, США, Швейцарии, Франции, Голландии, Австрии, Люксембурга, Италии, Германии, Великобритании и Канады.
Ю.Яковенко родился в поселке Смоляниново Приморского края в 1965 году. Господствующая с детства атмосфера творчества: прадед, дед и отец всегда увлекались рисованием, определила выбор профессии. Окончил Белорусскую государственную академию искусств, отделение графики (1986-1992 гг.). Живет и работает в городе Гродно, Беларусь. С 1994 года – член Союза художников Беларуси, с 2007 г. – член международного клуба «Графический дом» (Швеция). Постоянный творческий поиск, обращение к разным графическим материалам и техникам способствовали формированию его собственного художественного стиля, определили выбор таких трудоёмких техник, как офорт, меццо-тинта и акватинта. Персональные выставки художника прошли в Беларуси, Испании, Литве, Нидерландах, Бельгии, Польше, Швеции, КНР, в Москве и на Кипре.
Произведения художника отмечены дипломами и наградами на международных биеннале графики, выставках графики малых форм и миниатюрного искусства, проходивших в Испании, Швеции, Канаде, Польше.
В своем творчестве художник отдает предпочтение созданию серий гравюр, объединенных значимыми для него темами: «Архипелаг», «Знаки», «Алхимия», «Руны». Его привлекает далекое прошлое, он обращается к многочисленным феноменам - явлениям разных культур, ушедших эпох и цивилизаций. Уверенно соединяя различные культурные знаки, символы, мифы, художник создает свой собственный мир.
В проекте «Алфавит» Ю.Яковенко удалось осуществить свою давнюю мечту - возродить европейскую традицию создания папки оригинальных графических листов, объединенной одной идеей. Для воплощения этого замысла художник выбрал тему алфавита, которая через многочисленные историко-культурные интерпретации актуализирует роль буквы, слова и языка в современной информационной цивилизации. Художник хотел воплотить своё видение образа буквы и как знака, и как символа, показать красоту и самодостаточность буквы, а также её роль в современном искусстве. Гравюры, каждая из которых является самостоятельным художественным произведением, выполнены Ю.Яковенко небольшим тиражом в техниках офорта и меццо-тинты. Эта графическая серия отмечена мощной экспрессией, сложностью композиционных решений, объединяющих все элементы в гармоничную целостность. Сложная образность произведений, основанная на символизме и ассоциативности, предполагает множество интерпретаций. Неповторимость папке придает её ручное исполнение из натуральных материалов и лаконичность в оформлении. Этот проект был осуществлен благодаря участию итальянского мастера Джулиано Якомуччи, одного из лучших печатников в Европе.
Произведения Ю. Яковенко, в частности, офорты из серии «Руны» побуждают зрителя к постижению таинственного смысла образов, сложных взаимосвязей магических существ, живущих в причудливом мире работ мастера. Штрихи и фактуры современного художника-гравёра сочетаются в них с деталями средневековья: фрагментами из миниатюр, символами и аллегориями, метаморфозами и фантазиями. При необычной всеобщей гармонии каждой композиции рождается яркая экспрессивность. Всё это органично сочетается со стилевыми предпочтениями художника. Мини-принты мастера – это исторические и смысловые ассоциации. Это своеобразная игра в аналогии и метафоры, где основой художественного моделирования мира становится переосмысление сплетений судеб европейской истории. Художник находится под влиянием языческих мифов, преданий, которые в композициях автора становятся знаковой системой, отсылающей к человеческой памяти знаний о прошлом, исчезнувших культурах, о забытых предках, религиях, тайных знаниях и душе, обо всём неразгаданном и вневременном.
В произведениях художника личные переживания сочетаются с символами различных культур. Утонченный и многообразный пластический язык придает работам мастера особую выразительность. Каждая композиция пронизана самоиронией современного человека, который с особой остротой чувствует, что окружающий нас мир остается таким же несовершенным, как и много столетий назад…
Произведения художника находятся в коллекциях национальных музеев Республики Беларусь, в Библиотеке Ватикана, королевском собрании (Швеция), собраниях «Museo Civico», Кремона и музея «Della Carta», Печия, Италия; «Rotary club» и «D.Almondi», Хатива , Испания; муниципальных музеях г.Мемлингена, Германия и гг. Гнезно, Катовице, Польша.
Выставка проводится при содействии архитектурно-строительной фирмы ООО «Арт-группы АВЕРС» и Салона красоты «FIORE».
Выставка работает по 30 марта.
В экспозиции представлено около 200 произведений этих мастеров графического искусства, каждый из которых по-своему моделирует пространство, предметный мир и человека.
А.Калугин родился в Эстонии в 1949 году. Живет и работает в Москве. Учился в московской студии у художников В.Вейсберга и Б.Козлова. Семидесятник-нонконформист, творчество которого больше известно в Европе и Америке. С 1972 года – активный участник более 50 выставок в России и за рубежом. Работал художником в кино и на телевидении, создал серию графических работ к фильму по роману Б.Акунина «Азазель» и документального фильма режиссера В.Хотиненко «Паломничество в вечный город». Является профессором Международной академии искусств в Италии «Greci-Marino». Неоднократно выступал с лекциями по современному искусству в колледжах и университетах США, преподавал студентам технику офорта. В Grinnell College (штат Айова, США) находится самая большая, постоянно действующая выставка произведений художника. А.Калугин награжден многими международными дипломами. Призер I и II премий за лучшие графические и живописные произведения на Международном фестивале искусств во Флориде.
Творчество Калугина – это гротескный мир на грани между философской фантасмагорией и абсурдом повседневности, в котором нарушены все логические связи: прошлое, настоящее и будущее неразделимы. В своих работах художник соединяет китч с реализмом, абстракцию с фресками, лубок с натюрмортом. Сказочные картины-притчи, многоплановое прочтение его пластических мифологий интригуют своей особой витальной силой, многозначной фрагментарностью, вызывая желание собрать воедино кусочки мозаики и постичь их тайный смысл. Его персонажи одновременно реальны и фантомны. Произведения Калугина – это взрывная смесь несовместимого: цитат из П. Брейгеля, В.Кандинского, М.Шагала, Дж.Поллока, средневековой фрески и граффити. В его работах оригинально смешиваются модернизм и архаика, неопримитивистские тенденции и ироничная деформация.
Работы А.Калугина находятся во многих музейных и частных коллекциях России, США, Швейцарии, Франции, Голландии, Австрии, Люксембурга, Италии, Германии, Великобритании и Канады.
Ю.Яковенко родился в поселке Смоляниново Приморского края в 1965 году. Господствующая с детства атмосфера творчества: прадед, дед и отец всегда увлекались рисованием, определила выбор профессии. Окончил Белорусскую государственную академию искусств, отделение графики (1986-1992 гг.). Живет и работает в городе Гродно, Беларусь. С 1994 года – член Союза художников Беларуси, с 2007 г. – член международного клуба «Графический дом» (Швеция). Постоянный творческий поиск, обращение к разным графическим материалам и техникам способствовали формированию его собственного художественного стиля, определили выбор таких трудоёмких техник, как офорт, меццо-тинта и акватинта. Персональные выставки художника прошли в Беларуси, Испании, Литве, Нидерландах, Бельгии, Польше, Швеции, КНР, в Москве и на Кипре.
Произведения художника отмечены дипломами и наградами на международных биеннале графики, выставках графики малых форм и миниатюрного искусства, проходивших в Испании, Швеции, Канаде, Польше.
В своем творчестве художник отдает предпочтение созданию серий гравюр, объединенных значимыми для него темами: «Архипелаг», «Знаки», «Алхимия», «Руны». Его привлекает далекое прошлое, он обращается к многочисленным феноменам - явлениям разных культур, ушедших эпох и цивилизаций. Уверенно соединяя различные культурные знаки, символы, мифы, художник создает свой собственный мир.
В проекте «Алфавит» Ю.Яковенко удалось осуществить свою давнюю мечту - возродить европейскую традицию создания папки оригинальных графических листов, объединенной одной идеей. Для воплощения этого замысла художник выбрал тему алфавита, которая через многочисленные историко-культурные интерпретации актуализирует роль буквы, слова и языка в современной информационной цивилизации. Художник хотел воплотить своё видение образа буквы и как знака, и как символа, показать красоту и самодостаточность буквы, а также её роль в современном искусстве. Гравюры, каждая из которых является самостоятельным художественным произведением, выполнены Ю.Яковенко небольшим тиражом в техниках офорта и меццо-тинты. Эта графическая серия отмечена мощной экспрессией, сложностью композиционных решений, объединяющих все элементы в гармоничную целостность. Сложная образность произведений, основанная на символизме и ассоциативности, предполагает множество интерпретаций. Неповторимость папке придает её ручное исполнение из натуральных материалов и лаконичность в оформлении. Этот проект был осуществлен благодаря участию итальянского мастера Джулиано Якомуччи, одного из лучших печатников в Европе.
Произведения Ю. Яковенко, в частности, офорты из серии «Руны» побуждают зрителя к постижению таинственного смысла образов, сложных взаимосвязей магических существ, живущих в причудливом мире работ мастера. Штрихи и фактуры современного художника-гравёра сочетаются в них с деталями средневековья: фрагментами из миниатюр, символами и аллегориями, метаморфозами и фантазиями. При необычной всеобщей гармонии каждой композиции рождается яркая экспрессивность. Всё это органично сочетается со стилевыми предпочтениями художника. Мини-принты мастера – это исторические и смысловые ассоциации. Это своеобразная игра в аналогии и метафоры, где основой художественного моделирования мира становится переосмысление сплетений судеб европейской истории. Художник находится под влиянием языческих мифов, преданий, которые в композициях автора становятся знаковой системой, отсылающей к человеческой памяти знаний о прошлом, исчезнувших культурах, о забытых предках, религиях, тайных знаниях и душе, обо всём неразгаданном и вневременном.
В произведениях художника личные переживания сочетаются с символами различных культур. Утонченный и многообразный пластический язык придает работам мастера особую выразительность. Каждая композиция пронизана самоиронией современного человека, который с особой остротой чувствует, что окружающий нас мир остается таким же несовершенным, как и много столетий назад…
Произведения художника находятся в коллекциях национальных музеев Республики Беларусь, в Библиотеке Ватикана, королевском собрании (Швеция), собраниях «Museo Civico», Кремона и музея «Della Carta», Печия, Италия; «Rotary club» и «D.Almondi», Хатива , Испания; муниципальных музеях г.Мемлингена, Германия и гг. Гнезно, Катовице, Польша.
Выставка проводится при содействии архитектурно-строительной фирмы ООО «Арт-группы АВЕРС» и Салона красоты «FIORE».
Выставка работает по 30 марта.
Управление информации Российской академии художеств
версия для печати