«Императорская Академия художеств. Искусство рисунка и акварели».

 

Другие выставочные залы


   
Императорская Академия художеств. Искусство рисунка и акварели.

31 января 2014 года в 16.00 в Московской государственной Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ( ул. Академика Варги, 15) в помещении Музея акварели состоится торжественное открытие выставки "Императорская Академия художеств. Искусство рисунка и акварели". Для этой выставки Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург) предоставил 74 уникальных листа графических и акварельных работ из своих фондов. Многие работы экспонируются впервые.
На церемонии открытия выставки будут присутствовать Ректор Академии акварели Народный художник России, Академик РАХ Сергей Андрияка, представители руководства Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Союза художников России, педагоги и учащиеся Академии акварели и других художественных учреждений Москвы.

Выставка работает с 31 января по 30 марта 2014 года.

****

Красота и гармония - являются ключевыми словами для определения сущности задач академической школы живописи. Россия - единственная в мире страна, где сохранилась академическая школа рисунка. Русские педагоги разработали целый ряд прекрасных учебных пособий, которые сегодня позволяют нам понять, каким образом воспитывались великолепные рисовальщики в Императорской академии художеств. На выставке можно познакомиться со многими ценными методическими находками академической школы XVIII-XIX вв., которые на сегодняшний день оказались незаслуженно забытыми. В экспозиции представлены, многие впервые, учебные работы, выполненные студентами Императорской академии художеств.

Открытие учебно-методической выставки "Императорская Академия художеств. Искусство рисунка и акварели" в Академии акварели и изящных искусств не случайно - именно здесь практикуется академическая система обучения. "Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства" - утверждает Народный художник России, ректор Академии Сергей Андрияка.

Главная задача экспозиции - привлечь внимание профессионального зрителя и всех тех, кто так или иначе занимается и любит изобразительное искусство к системе и методике академического художественного образования прошлого.

Экспозиция выставки состоит из нескольких разделов, представленная рисунками и акварелями XIX века. Это так называемые "Головной", "Фигурный", "Натурный", "Манекенный" и "Архитектурный" классы.

Обучение в Императорской Академии художеств начиналось с "Головного" класса. Восхищает мастерство и профессионализм, с которым выполнена учебная работа Гёдике Роберта Андреевича (Голова Геракла, 1849). Роберт Андреевич работал в мастерской у своего учителя Константина Тона по постройке храма Христа Спасителя в Москве, а затем старшим архитектором в Санкт-Петербурге. На этом посту он создал одну из известных своих построек - Центральное училище технического рисования барона Штиглица (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица).

Работа во втором рисовальном классе - "Фигурном", также была обязательна для всех академистов и являлась опытом серьезного приобщения к великому искусству античности. Особой замысловатостью и крепкой композиционной слаженностью интересна двойная постановка Брюллова Павла Андреевича (Эрот и Психея, 1858). Это были как бы сценки из библейских событий, которые и являлись неизменными сюжетами в живописи той эпохи. Павел Андреевич вошёл в русское искусство XIX века как пейзажист, архитектор, академик и член Совета Императорской Академии художеств, член Правления Товарищества передвижных художественных выставок.

Еще одним важным шагом в пути освоения академической системы был высший рисовальный класс - "натурный". На выставке представлен ряд работ учеников, которые впоследствии стали знаменитыми художниками, архитекторами, педагогами: Маковский К.Е. Два натурщика, пер. пол. 1850-х, Померанцев К.П. Натурщик лежачий, Чистяков П.П. Натурщик, 1853.

"Манекенный" класс Академии был так называемым специальным художественным классом, созданным "для изучения драпировок и костюмов". Для всех живописцев, скульпторов, медальеров и граверов выполнение рисунков с манекенов было обязательным. Представленные на выставке работы академистов, в отличие от рисунков головного, фигурного и натурного классов, редко экспонируются и публикуются.

Императорская Академия художеств давала прекрасную подготовку к рисованию и написанию таких сложных объектов как архитектурные интерьеры и экстерьеры. Интересна архитектурная графика будущих известных архитекторов Бенуа Николая Леонтьевича (Внутренний вид церкви Санта Марии делла Кверча в Витербо) или Горностаева Алексея Максимовича (Вид развалин дома в Помпеях). Николай Леонтьевич работал помощником архитектора Константина Тона. В 1850-х гг. был главным архитектором Петергофа. Алексей Максимович, ученик Доменико Жилярди - автор Успенского собора в Хельсинки - крупнейшего православного храма в Северной Европе.

Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Императорской Академии художеств становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня.

Специально к открытию выставки издательским центром Академии выпущено Учебное пособие - Каталог выставки. В учебном пособии изложены сведения о забытых ценных элементах метода и системы преподавания в европейских академиях художеств XVIII-XIX вв. на примере санкт-петербургской Императорской Академии художеств с широким привлечением материалов лучших старинных руководств по рисунку и живописи. Издание является уникальным сочетанием текстов в сопровождении иллюстративного ряда на основе гравюр из опубликованных в XVIII-XIX вв. пособий для художников и альбома выставки рисунков и акварелей, выполненных учениками санкт-петербургской Императорской Академии художеств, в том числе подборки малоизвестных работ манекенного класса академии. Приводятся редкие сведения о технике и технологии классического европейского рисунка.

Учебное пособие - Каталог выставки предназначен для педагогов и учащихся художественных учебных заведений, художников, историков искусства, интересующихся изобразительным искусством читателей.

Источник: http://www.museum.ru/N52402





версия для печати