Сергей Феофанов «Полет Симурга»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


СЕРГЕЙ  ФЕОФАНОВ
«ПОЛЕТ СИМУРГА»

Вернисаж – 10 декабря
Выставка открыта с 11 декабря  2013 года по 12 января 2014 года


Творчество известного московского художника Сергея Феофанова многогранно, он успешно работает в сценографии, живописи, графике, скульптуре.  В 1975 году он окончил ГИТИС, где учился на курсе С.В.Образцова.  Как художник-сценограф С.Феофанов оформил десятки спектаклей в театрах Москвы, Вологды.  Красноярска,  Твери, Тбилиси, Берлина и других городов.  Работая на Центральном телевидении художником-постановщиком,  затем главным художником  редакции программ для детей, оформил более 100 телеспектаклей и программ: «Веселые нотки», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!», «Чудеса без чудес» и др. В 1980-е годы С.Феофанов был художником-постановщиком эстрадно-цирковых программ, в том числе, в Цирке на проспекте Вернадского. С 1990-х годов его живописные,  графические и скульптурные работы экспонируются на групповых и персональных выставках в России, Финляндии, Швеции, Германии, Бельгии, Испании, Индии, Великобритании, Китая.
Фантастический мир С.Феофанова населен удивительными волшебными существами. Они переходят из картины в картину, а также органично живут в скульптурах из шамота (художник мастерски использует выразительные возможности этого хрупкого материала). Изысканной пластикой и острой декоративностью завораживают его Синий Див и Красный Див,  и летучие рыбки, и таинственная женщина-птица с драгоценными яйцами на голове. В творчестве художника она стала знаковым образом, делая его произведения мгновенно узнаваемыми.
На выставке представлены и графические работы художника, выполненные им в поездке по Ирану в марте 2013 года. В них он проявил себя как талантливый рисовальщик.
Карандашные портреты людей, с которыми встречался художник, виды иранских городов и деревень, которые он посетил, передают атмосферу сегодняшнего Ирана. Его графические листы, в которых он с документальной     точностью запечатлел реальный мир, контрастируют с живописью и скульптурой С.Феофанова, подчеркивая их фантазийную природу, созданную на основе мифов и преданий древней Персии.   
Путевые зарисовки Феофанова привлекают своей непосредственностью, точностью и легкостью линий, фиксирующих свежие впечатления художника от страны. С искренним вниманием и любовью всматривается художник в лица людей современного Ирана, вызывая интерес зрителей к этой древней и загадочной стране.
Работы С.Феофанова находятся в частных коллекциях России, Швеции, Индии, Китая, Южной Кореи, Японии, США, Ирана.    
В состав экспозиции включено около 100 произведений живописи, графики, скульптуры.     

Управление информации Российской академии художеств





Полет Симурга

Мистическая женщина-птица, застигнутая художником во время исполнения загадочного танца, грациозно балансируя с драгоценными яйцами на голове, и бережно перенесенная им на холст и в керамику, появилась в творчестве Сергея Феофанова давно. Она стала знаковым образом, делая многие его произведения мгновенно узнаваемыми. Загадку этой сфинксообразной дамы следует искать в увлечении художником сюжетами персидской мифологии и Царь-книгой персидской классической литературы ее золотого века – знаменитой поэмой «Шахнаме», созданной более тысячи лет назад.
Шахнаме – это свод национального иранского эпоса, отразившего межкультурные связи многочисленных индоевропейских и тюркских народов. Многие сюжеты поэмы отражают вселенские мифы, оформившиеся на заре человеческой цивилизации. Среди них – древние ритуалы, связанные с плодородием, весенним возрождением природы, равно как и общественными понятиями о всеобщей справедливости, концепции царской и божественной власти, а также общечеловеческими ценностями любви, правды и мира.
Живописные и скульптурные работы Феофанова не являются прямыми иллюстрациями к сюжетам персидских мифов и сказаний, скорее это фантазии на эту тему. Художник, бывавший в Иране и хорошо знакомый с его историей и искусством, осознанно избегает узнавания материальной культуры исторических эпох Персии в своих работах. Он создает свой собственный фантастический мир, со своей культурой, своими традициями, существующий между строк персидского фольклора и тесно связанный с ним ассоциативно-образными узами.
Персидская мистическая птица Симург – один из древнейших символов в культурах человеческих цивилизаций. Ей, одной из многих восточных разновидностей Феникса с разными именами (Гаруда, Рух или Анка) пришлось пройти долгий и сложный путь метаморфоз. Шахнамианский Симург – андрогинное существо неопределенного пола,  носитель доброго женского начала и хранитель жизни. «Симург»  Феофанова выглядит как женщина-птица в головном уборе в виде гнезда с яйцами,  вынашивающая младенцев-птенцов – образ, перекликающийся с древними мифами о сотворении мира.
Многогранная чувственная духовность феофановской женщины-птицы роднит ее с традиционным образом Симурга в персидской суфийской поэзии,  в первую очередь, в поэме Ф. Аттара «Беседа птиц» (ок.1175 г.). Следуя народной этимологии, нишапурский поэт наделил Симурга, этого царя пернатых, чертами их всех, вместе взятых: в переводе с персидского си мург означает «тридцать птиц». Эти тридцать наиболее выносливых и удачливых из многих тысяч птиц, традиционно олицетворяющие собой разные черты ищущей человеческой души, преодолевая неимоверные трудности пути, достигают сияющего престола своего владыки Симурга. И лишь тогда они убеждаются, что поиски Совершенного нужно начинать с самого себя.
Именно это и делают с успехом прекрасные и мудрые симурги художника Сергея Феофанова.

Доктор Ф.И. Мелвилл,
 директор  Центра «Шахнаме» в Пемброк колледже Кембриджского университета, Великобритания.







версия для печати