Миля Гатауллина «Жизнь как чудо»
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
Выставка открыта: 12.12.2013 - 12.01.2014
Место проведения: МВК РАХ, Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка,19)
Российская академия художеств представляет выставку произведений Мили Гатауллиной, интереснейшего молодого художника, известного и признанного мастера. В 2001 году художница стала призером выставки «Музыка в живописи» (Москва-Лондон), в 2006 - получила золотую медаль Российской академии художеств за серию живописи и графики, посвященной Башкирии, в 2017- серебряную медаль Союза художников России. Еще в 1993-м картина Мили Гатауллиной «Синие тени» на парижском аукционе «Hotel Drouot» была самым дорогим лотом коллекции российского изобразительного искусства. Произведения художника находятся в коллекции Московского музея современного искусства, Государственного художественного музея им. М.В.Нестерова, российских и зарубежных частных коллекциях.
Миля Гатауллина родилась в Уфе в 1971 году. В 1990 г. окончила МСХШ имени Н. Томского, в 1998 году - Московский Государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (отделение станковой графики под руководством Б. А. Успенского, А. Б. Якушина). Затем прошла стажировку в творческой мастерской графики Российской академии художеств под руководством народного художника РФ, академика А.Д.Шмаринова. Член МОСХ – с 1998 г., член МСХ – с 2002 г. С 1988 года – участник более ста российских и зарубежных выставок. Ее персональные выставки прошли в Уфе - выставочном зале Союза художников Башкортостана и Доме-музее Аксакова (2002), Московском Музее современного искусства (2005), выставочных залах МОСХ на Беговой (2009), МСХ (2011, Центральном Доме художника (2013).
«Жизнь как чудо» - так назвала Миля Гатауллина экспозицию, включившую более ста живописных и графических работ разных лет. Ключевую категорию своего творчества автор определяет как Преображение. Основная задача для нее - возвращение себе и другим ощущения цельности мира, рая, чуда, почему-то оставляющее людей ныне живущих. Почти все ее произведения о родной Башкирии - ее природе, людях, буднях сельской жизни, а главное, музыке человеческих чувств, человеческого бытия. Мир сложный и гармоничный предстает в ее полотнах. Яркие, декоративно выразительные, они одновременно глубоко философичны. «Зеленый платок», «Женщины», «Конец августа. Подсолнухи», «Гонят стадо», «Яблочное воскресенье» – конкретные сюжеты обретают в авторской интерпретации глобальный смысл. Живописный мир Мили Гатауллиной – мир художника, который полагает, что чертежи Создателя гениальны. Потому столь благоговейно - внимательна она к каждой детали самой малой природной формы к бытию в целом как форме большой. Потому неустанно вслушивается и открывает для себя все новые смыслы, передавая их через линию, объем, цвет. И сам цвет для Мили – это мысль, образ, состояние. Именно он создает в ее произведениях то, что называет она благодатью. Вот как определяет художник для себя одну из красок: «Белое подбирается сердцем, потому что белым прощают, белым любят, белым надеются. Белые платки и фартуки – не элементы одежды, тем более не детали исторического и этнического костюма. Это покров, крылья, забота, труд».
Творчество Мили Гатауллиной представляется чрезвычайно актуальным в наши дни, когда человечество живет в предчувствии обновления. Ибо этот мастер мыслит категориями искусства, существующего в пространстве общемировых культурных эпох и потоков. Она принадлежит к тому кругу художников, в творчестве которых синтезированы черты национального искусства, европейской живописи XX века, самые глубинные основы творчества. Строй ее полотен, само их восприятие отсылает нас к иконописной традиции, в которой чем чище абрис письма, тем энергичнее передает оно молитвенную чистоту, тем ближе нашему сердцу.
Миля Гатауллина родилась в Уфе в 1971 году. В 1990 г. окончила МСХШ имени Н. Томского, в 1998 году - Московский Государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (отделение станковой графики под руководством Б. А. Успенского, А. Б. Якушина). Затем прошла стажировку в творческой мастерской графики Российской академии художеств под руководством народного художника РФ, академика А.Д.Шмаринова. Член МОСХ – с 1998 г., член МСХ – с 2002 г. С 1988 года – участник более ста российских и зарубежных выставок. Ее персональные выставки прошли в Уфе - выставочном зале Союза художников Башкортостана и Доме-музее Аксакова (2002), Московском Музее современного искусства (2005), выставочных залах МОСХ на Беговой (2009), МСХ (2011, Центральном Доме художника (2013).
«Жизнь как чудо» - так назвала Миля Гатауллина экспозицию, включившую более ста живописных и графических работ разных лет. Ключевую категорию своего творчества автор определяет как Преображение. Основная задача для нее - возвращение себе и другим ощущения цельности мира, рая, чуда, почему-то оставляющее людей ныне живущих. Почти все ее произведения о родной Башкирии - ее природе, людях, буднях сельской жизни, а главное, музыке человеческих чувств, человеческого бытия. Мир сложный и гармоничный предстает в ее полотнах. Яркие, декоративно выразительные, они одновременно глубоко философичны. «Зеленый платок», «Женщины», «Конец августа. Подсолнухи», «Гонят стадо», «Яблочное воскресенье» – конкретные сюжеты обретают в авторской интерпретации глобальный смысл. Живописный мир Мили Гатауллиной – мир художника, который полагает, что чертежи Создателя гениальны. Потому столь благоговейно - внимательна она к каждой детали самой малой природной формы к бытию в целом как форме большой. Потому неустанно вслушивается и открывает для себя все новые смыслы, передавая их через линию, объем, цвет. И сам цвет для Мили – это мысль, образ, состояние. Именно он создает в ее произведениях то, что называет она благодатью. Вот как определяет художник для себя одну из красок: «Белое подбирается сердцем, потому что белым прощают, белым любят, белым надеются. Белые платки и фартуки – не элементы одежды, тем более не детали исторического и этнического костюма. Это покров, крылья, забота, труд».
Творчество Мили Гатауллиной представляется чрезвычайно актуальным в наши дни, когда человечество живет в предчувствии обновления. Ибо этот мастер мыслит категориями искусства, существующего в пространстве общемировых культурных эпох и потоков. Она принадлежит к тому кругу художников, в творчестве которых синтезированы черты национального искусства, европейской живописи XX века, самые глубинные основы творчества. Строй ее полотен, само их восприятие отсылает нас к иконописной традиции, в которой чем чище абрис письма, тем энергичнее передает оно молитвенную чистоту, тем ближе нашему сердцу.
Найдёшь и у пророка слово.
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.
Арсений Тарковский
…А помнишь – давно, лежишь в юрте, на овчине, накрывшись такой же овчиной,
вдыхаешь запах ночной степи, смотришь вверх и в отверстие круглое видишь над собою небо,
живое, дышащее, со звездами. И ты говоришь ему: «Здравствуй!»
Из книги Розы Хуснутдиновой «Как прекрасно светит сегодня луна!»
Жизнь как чудо
Чудо приходит из детства.
Для кого-то это образ белой деревянной лошадки.
Для меня – живые лошади с густой развивающейся гривой на холмах, где ковыль и запах степной полыни.
Замкнутость пространства городских стен и тоннелей подземных станций метро, шум машин – атрибутика жизни города, его так называемый «горизонт». А в противовес – необъятные горизонты полей, шум деревьев и ветра, тишина деревенского дома, где в окно бьется бабочка.
Естественное и созданное цивилизацией взаимно познаются в контрасте. Старинную песню с образным рядом, глубиной и многогранностью ассоциаций, начинаешь понимать и ценить, слушая монотонность и однообразие ежедневных «срочных» новостей города.
Каждый день и час в деревне становится событием, останавливающим время. Точка отсчета - секунда, переходящая в вечность.
Цвет начинает приобретать свой изначальный сокровенный смысл. Это не окраска предметов, а музыка, которая вливается в душу человека и преображает его. Рождается музыкальная тема и происходит рождение образа. И вот уже Мир открывается как забытый сундук на чердаке, полный чудесных открытий.
Миля Гатауллина.
версия для печати