Кристиан Леперино «СВЕТОТЕНЬ»

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)



Итальянский институт культуры в Москве под патронатом Академии  изящных искусств Неаполя,
Российская академия художеств и Московский музей современного искусства
представляют выставку
живописных и скульптурных работ 

итальянского художника Кристиана Леперино
«Светотень»


Куратор выставки Массимо Тартальоне


Продолжая знакомить  московских зрителей с сегодняшним искусством Западной Европы, Галерея представляет молодого итальянского художника Кристиана Леперино.  Доминанта творчества этого представителя contemporary art - урбанистическая тема.
Свои работы Леперино посвящает человеку, живущему в современном городе, и самому городу – с приметами истории, социальной проблематикой и чертами индустриального пейзажа. Находя новаторские средства,  художник творчески разрабатывает классический, восходящий еще к античности, но чрезвычайно актуальный и ныне жанр городского, или урбанистического, пейзажа – поэтому многие произведения и целые циклы неаполитанца носят название Cityscape.
Неаполитанец Кристиан Леперино (род. 1979) - выпускник Академии изящных искусств Неаполя, где он изучал историю и теорию искусства. Защитил в 2000 году дипломную работу как искусствовед по теме: "Скорость - визуальный и звуковой эксперимент поколения конца тысячелетия". Однако еще в 1998 году, будучи студентом, Леперино впервые принял участие в групповой выставке, а в 2000 году показал свою первую персональную выставку в одной из художественных галерей Неаполя.
В 2003 году Леперино завоевал молодежную премию "Arte Fiera Under 30", учрежденную Ярмаркой искусств в  Болонье. Это дало ему возможность в течение длительного периода учиться и работать в Kunst Werke в Берлине. Пребывание в Берлине обогатило его понимание искусства и подтвердило обоснованность того, что молодой художник избрал метод экспрессионизма. Именно в этот период Кристиана Леперино заинтересовало философско-художественное осмысление судьбы художника в эру новых технологий, его места в происходящих процессах. Так возникли важные для становления мастера циклы работ: "Human Project" (Человеческий проект, Галерея NOT, Неаполь, 2007) и "Empty Lands of Desire" (Пустынные земли желаний, Дворец Искусств, Неаполь, 2007). В том же году увидел свет его первый альбом "DUST".
Среди самых недавних выставочных проектов Леперино - "Human Escape» в  Музее современного искусства Нитерой,  2010 (Рио-де-Жанейро, Бразилия), «Cityscape/12» в Павильоне Италии на 54 Венецианской биеннале современного искусства в 2011 году, «Пейзажи памяти» (Landscapes of Memory, 2012).

Кристиан Леперино  – разносторонний и гибкий художник, способный легко переходить от традиционной техники к экспериментам с новыми арт-средствами. Сегодня он работает в скульптуре, живописи и графике, создает объекты и инсталляции. Тяготеет он и к таким произведениям, которые находятся на стыке разных видов творчества. Так, в 2006 году вместе с другими мастерами искусств он участвовал в создании документального фильма «Crossing a Painted Vesuvius» (Италия).
Универсализм, к которому склонен мастер, выявился при его участии в международных арт-форумах, например, Биеннале молодых художников Европы и Средиземноморья (Сараево, Босния, 2001). Леперино активно выступает на различных международных выставках, например "Ecology Earth Art"-2007 в Музее современного искусства гор. Сайтама (Япония).
В начале своего пути в искусстве Леперино посвящал себя изучению человеческого тела. Однако вскоре художник переключился на тему города и в последние несколько лет сосредоточен на поисках того, как может сегодня развиваться жанр «портрета» мегаполиса. Среди волнующих живописца проблем – сложные взаимоотношения между городским пространством и «топографией» человека. Иными словами, для художника очень важна экзистенциальная составляющая в жизни обитателей города.
Лейтмотивом большинства работ Леперино стал урбанистический пейзаж, в котором рефлексия автора об историческом времени, в том числе его следах и нанесенных  городу утратах, переплелась с «памятью места» - genius loci. Вдумчивое знакомство с культурой Центральной Европы подтолкнуло художника к масштабному замыслу - междисциплинарному исследовательскому проекту, который посвящен взаимодействию пространства и человека в контексте урбанистической среды. В рамках этого цикла реализованы такие произведения Леперино, как инсталляция "Tactus Intimus" в Университетском музее в Palazzo Poggi, показанная на Ярмарке искусств в Болонье-2009. Ту же тему продолжили выставка "Hoc est enim corpus meum (Это и есть мое тело) в Университетском музее Opera, Suor, Orsola Benincasa (Неаполь, 2009) и инсталляция 2009 года «Human Revolution» (Человеческая революция) в Минералогическом музее Университета им. Федерико II в Неаполе.
Поиски личностного пространства человека Леперино воплощает в объектах, установленных в общественных пространствах. Такова инсталляция "Cityscape" на железнодорожной станции Mergellina близ Неаполя. Созданный для выставки "Sistema Binario" (Двойная система, 2008), проводившейся прямо на станции, в дальнейшем арт-объект Леперино остался в постоянной экспозиции, размещенной в атриуме вокзала.
Реновация жанра урбанистического пейзажа у Леперино тесно связано с размышлениями художника, с воспоминаниями о различных местах, где некогда бился пульс важной для конкретного города промышленности, где располагались градообразующие предприятия. Сюжеты картин и рисунков мастер черпает в таких  своеобразных свидетельствах «индустриальной археологии». Постоянно продолжая интенсивные поиски, обращаясь в поисках материала к изучению архивной фотографии, Леперино с документальной точностью запечатлевает многие районы родного Неаполя.  Предпочтение он отдает тем кварталам, которые связаны с глубинными процессами его трансформации. Эти точки на карте города очень значимы как для сегодняшней урбанистической структуры его территории, так и для психофизического восприятия подобных мест.
Кристиан Леперино выработал собственный творческий метод. На основе видео- и фотоисследований, выполненных с помощью экспериментальной съемки с обзором в 360 градусов, он по-своему, в экспрессивной авторской манере интерпретирует городские ландшафты. Созданные художником панорамы, порой напоминающие разверзшиеся небеса, вносят в его произведения ноту драматизма и нередко вызывают у зрителя ощущение горечи, трудности бытия. Но вместе с тем эти работы содержат призыв острее чувствовать и ценить прекрасное, о существовании которого напоминает художник.
В экспозиции представлены большие полотна, вдохновленных русской архитектурой двадцатых годов, а именно стилем конструктивизма, который получил международную известность. По словам К.Леперино, это авторские «размышления об этом историческом периоде как о времени взлета архитектуры и градостроительства, который подарил всему миру целую школу. Мне показалось интересным осмыслить наследие зодчих ХХ века, которое  представляет собой огромную ценность не только как пласт визуального материала, но и потому, что в силу его образного импульса позволяет установить диалог между недавним и далеким прошлым». Такая архитектура привнесла важный импульс в развитие городов благодаря особому соотношению с историческим контекстом, который в прошлом подразумевал «вихревое» становление города.
Во время работы выставки Леперино намерен провести несколько мастер-классов для студентов художественных вузов Москвы. 
   

 Управление информации Российской академии художеств








версия для печати