20 Х 1. VENTI PER UNA. Спецпроект Пятой Московской биеннале современного искусства.
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИТАЛИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ ИТАЛИИ
ПОСОЛЬСТВО ИТАЛИИ В РОССИИ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ
ИНСТИТУТ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ ГАРУЦЦО
ОБЛАСТЬ ПЬЕМОНТ
МУНИЦИПАЛИТЕТ ТУРИНА
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
представляют специальный проект
Пятой Московской биеннале современного искусства
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ ИТАЛИИ
ПОСОЛЬСТВО ИТАЛИИ В РОССИИ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ
ИНСТИТУТ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ ГАРУЦЦО
ОБЛАСТЬ ПЬЕМОНТ
МУНИЦИПАЛИТЕТ ТУРИНА
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
представляют специальный проект
Пятой Московской биеннале современного искусства
20 Х 1. VENTI PER UNA.
Двадцать областей - одна Италия.
Двадцать художников - один проект.
Двадцать художников - один проект.
Куратор: Мартина Корньяти
Участники:
• Андреа Неви и Элеонора Беддини (Умбрия)
• Марко Бернарди (Лацио)
• Клаудио Беоркья (Венето)
• Стефано Каголь (Трентино Альто-Адидже)
• Джузи Калия (Сардиния)
• Данило Корреале (Кампания)
• Марио Крещи (Лигурия)
• Валентина Феррандес (Базиликата)
• Дарио Гибаудо (Ломбардия)
• Наззарено Гульельми (Марке)
• Эмилио Изгрo (Сицилия)
• Клаудия Лози (Эмилия-Романья)
• Пьетро Манчини (Калабрия)
• Кикко Маргароли (Вале д’Аоста)
• Франко Меникальи (Тоскана)
• Андреа Никодемо (Молизе)
• Париде Петрей (Абруццо)
• Аньезе Пургаторио (Пулья)
• Тамара Репетто (Пьемонт)
• Марио Силлани Джеррайан (Фриули Венеция-Джулия)
“Со стороны” – вот наиболее подходящее название взгляда, привычного на сегодняшний день относительно творчества современных художников, которые выступают не на самой легкой арене искусства, а именно - на арене современного искусства, - как итальянского, так и международного. На данной выставке представлены двадцать авторов, каждый родом из той или иной области Италии (или проживающий ныне там), причем они не представляют эти области буквально, в институциональном смысле, но с точки зрения той земли, где они смогли почерпнуть – и потом передать зрителю - те образы, ассоциации, воспоминания, стимулы, и, наконец, идеи, которые неразрывно связаны с их родиной.
Подобная непривычная форма самовыражения отвечает потребности показать всю творческую яркость и креативность сегодняшней Италии; таким образом, даже маленькие, уездные центры страны, а не только мегаполисы, всегда притягивающие основную долю ресурсов и зрительского внимания, которое система искусства предлагала последнее время, тоже выходят на поверхность.
При отборе участников для данного проекта особое внимание уделялось тем, кто, среди прочих, не потерял из виду непосредственно творческий язык, выбранный для своей работы, и в чьих работах отчетливо различаются коннотации (фотография, рисунок, скульптура, видео). И пусть эта точка зрения художника достаточно эксцентрична, порой нестабильна - но именно поэтому незаменима для демонстрации всей живости самого языка, для исследования границ, для изучения этих чутких и глубоких пространств, дающих плоды неоспоримой эстетической ценности – как концептуальной, так и культурной.
Эти художники предпочитают «теневые зоны» «полному свету», они склонны любоваться и увлекаться предметами скорее слабыми и неявными, причем делают это без всякого репортерского или журналистского взгляда, эти художники не становятся «вдруг» философами, но при этом умеют быть ироничными без «проваливания» в буквальную, общедоступную простоту.
Все авторы внимательно рассматривают тот контекст, в котором существуют и движутся – и как личности, и как художники, не боясь зачастую показать выявить черты саркастические, ироничные, а порой поэтические и даже болевые, что делает их работы открытыми, но всегда личными. В некоторых случаях оголена их чувствительность к существующей реальности (и опять без перехода в какую бы тони было документальщину), а в других случаях проявляется их склонность к «расследованию» собственного художественного языка, интерпретируемого ими в свете предложенных современным искусством условий. Здесь, в этих поисках и присутствует созвучная классической традиции (а мы все же говорим об Италии!) практика, что художники отслеживают предрассудки, не теряя при этом из виду матрицу, живой корень, который снабжает лимфой новые возможные художественные практики, которые не собираются отказываться от самобытности и от собственной природы – пусть сложной и специфической.
Важно понимать, что представленные художники не принадлежат к какому-то определенному поколению, «зацикленному» на самом себе: по сути, критерий возраста – это не тот критерий, который способен соперничать с критерием создания искусства, которое, несмотря на все, продолжает доказывать, что является сложновыразимой и почти невесомой субстанцией, дабы быть способной отвечать бюрократическим тяжестям, навязанным анаграфическими барьерами.
Подобная непривычная форма самовыражения отвечает потребности показать всю творческую яркость и креативность сегодняшней Италии; таким образом, даже маленькие, уездные центры страны, а не только мегаполисы, всегда притягивающие основную долю ресурсов и зрительского внимания, которое система искусства предлагала последнее время, тоже выходят на поверхность.
При отборе участников для данного проекта особое внимание уделялось тем, кто, среди прочих, не потерял из виду непосредственно творческий язык, выбранный для своей работы, и в чьих работах отчетливо различаются коннотации (фотография, рисунок, скульптура, видео). И пусть эта точка зрения художника достаточно эксцентрична, порой нестабильна - но именно поэтому незаменима для демонстрации всей живости самого языка, для исследования границ, для изучения этих чутких и глубоких пространств, дающих плоды неоспоримой эстетической ценности – как концептуальной, так и культурной.
Эти художники предпочитают «теневые зоны» «полному свету», они склонны любоваться и увлекаться предметами скорее слабыми и неявными, причем делают это без всякого репортерского или журналистского взгляда, эти художники не становятся «вдруг» философами, но при этом умеют быть ироничными без «проваливания» в буквальную, общедоступную простоту.
Все авторы внимательно рассматривают тот контекст, в котором существуют и движутся – и как личности, и как художники, не боясь зачастую показать выявить черты саркастические, ироничные, а порой поэтические и даже болевые, что делает их работы открытыми, но всегда личными. В некоторых случаях оголена их чувствительность к существующей реальности (и опять без перехода в какую бы тони было документальщину), а в других случаях проявляется их склонность к «расследованию» собственного художественного языка, интерпретируемого ими в свете предложенных современным искусством условий. Здесь, в этих поисках и присутствует созвучная классической традиции (а мы все же говорим об Италии!) практика, что художники отслеживают предрассудки, не теряя при этом из виду матрицу, живой корень, который снабжает лимфой новые возможные художественные практики, которые не собираются отказываться от самобытности и от собственной природы – пусть сложной и специфической.
Важно понимать, что представленные художники не принадлежат к какому-то определенному поколению, «зацикленному» на самом себе: по сути, критерий возраста – это не тот критерий, который способен соперничать с критерием создания искусства, которое, несмотря на все, продолжает доказывать, что является сложновыразимой и почти невесомой субстанцией, дабы быть способной отвечать бюрократическим тяжестям, навязанным анаграфическими барьерами.
Мартина Корньяти
версия для печати