Юбилейная выставка произведений А.Д.Шмаринова

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Сроки проведения: 09.04.2013 - 28.04.2013
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств(Москва, Пречистенка, 21)


«Приближение к постижению и выражение
высокой простоты,  мудрости и красоты мироздания
в рамках естественного человеческого мировосприятия
считаю высшей задачей художника».
                                                                                                                                                                    А.Шмаринов


Выставка в залах Академии художеств посвящена 80 - летию  народного художника  РФ, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина Алексея Дементьевича Шмаринова. Творчество этого крупнейшего мастера графического станкового искусства и книжной иллюстрации впервые представлено с такой полнотой – от ранних живописных полотен 1950-х годов до акварельных шедевров первого десятилетия XXI века. Жизнь художника,  черты эпохи и одну из самых поэтичных  страниц российского изобразительного  искусства  раскрывает  данная экспозиция.

А.Д.Шмаринов - представитель известной художественной династии. Его отец Д.А.Шмаринов (1907-1999) - знаменитый российский график, иллюстратор произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, В.Шекспира и многих других выдающихся русских и зарубежных писателей;  супруга К. Н. Шмаринова (1937- 2012) - актриса. Сыновья Алексей Шмаринов - актер Театра имени Моссовета; Сергей Шмаринов – художник, работает во Франции.

А.Шмаринов родился в Москве,  с детства жил в подмосковном Абрамцеве. Красота этих мест, историческая и духовная аура оставили неизгладимый след в   душе,   расставили жизненные и  нравственные акценты, очертили  «вселенную» его творчества. Немалую роль в становлении личности  сыграли  годы войны, жизнь в эвакуации, реалии  послевоенного быта.  А. Шмаринов  учился в  МСХШ, в 1958 окончил Государственный художественный  институте им. В.И.Сурикова, где занимался  у П.Д.Покаржевского, Е.Кибрика. В самостоятельную творческую жизнь вступил в начале 1960-х, в годы так называемой «оттепели», когда в искусстве шли поиски новых выразительных средств, возрос интерес к истории страны. В ранних работах А.Шмаринова, живописных полотнах, некоторые из которых представлены в экспозиции, ощутимы черты так называемого «сурового стиля» - обобщенность форм, сдержанное колористическое решение, композиционные приемы. Романтикой тех лет наполнены и графические работы, созданные в результате многочисленных поездок.
 Страстный путешественник, А.Шмаринов побывал в самых отдаленных уголках страны. «Начиная с пятидесятых годов - череда невообразимых романтических путешествий. Архангельск, Диксон, Новая Земля, Восточно-Сибирские острова - на ледоколе. Футбол на льду в нескольких сотнях километров от Северного полюса. Сказочная, овеянная туманами бухта Провидения. Путешествия в джунглях восточного Пакистана. Египет, Индия, Цейлон, Индонезия, Вьетнам –матросом на торговых судах. Позже в шестидесятые годы – Италия, США, Карелия, Кольский полуостров. В одиночку по Камчатке - пешком, верхом на лошади, на «кукурузниках» и кораблях. Обед у порога «Логова дьявола» - на кромке кратера огнедышащего вулкана Авачинский. Еще позже, в семидесятые годы - Ближний Восток, Центральная Африка, Хартум, Аддис-Абеба, Аксум, озеро Тана. Охота в саванне на фараонов. И, конечно же, центральная Россия, которую исходил вдоль и поперек с ружьем и собакой», - вспоминает художник.

Одна из первых крупных работ мастера, принесшая ему широкую известность - цикл монументальных гравюр  «Камчатка»(1966-1967). В  их выверенных ритмах, мощной пластике, свободе композиционных решений, монументальности образного строя   ощутима рука зрелого мастера. Эта работа была удостоена  диплома Академии художеств СССР.Одновременно художник много занимался  тиражной печатной графикой- сотрудничал с газетам  и журналами, иллюстрировал книги. Среди  наиболее известных – иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Центральной темой творчества А.Шмаринова становится история России, героика борьбы  за независимость и становление российского государства.  Зародившаяся еще в юности, эта тема на многие годы завладела его воображением. В 1968-1969 годы был создан цикл  линогравюр «Герои русского народа ХIII-ХV веков» (Андрей Рублев, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский), в  1977-1978 - офорты на тему «Задонщина», 1978-1979 - «На поле Куликовом», в 1979-1980- цветные литографии «Куликовская битва». Работая над этими сериями, А. Шмаринов занимался изучением русских летописей. Он был  захвачен их содержанием, красотой каждого листа, «хранящего мастерство писца и талант древнего писателя». Стремление сделать эти уникальные произведения достоянием самого широкого круга читателей, познакомить хотя бы с какой-то частью рукописных текстов подвигло его на неординарный для художника шаг. Он стал не только автором иллюстраций, но и составителем   исторических сборников на тему «Рассказы русских летописей и воинские повести ХIV-ХV вв.» («Кто с мечом»(1973- 1975), «На поле Куликовом» (1980), «Россия героическая» (1988). За эту работу он был удостоен  Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина 1989 года. В своем письме А.Шмаринову Д. С. Лихачев писал: «... Представленные в Вашей книге памятники древнерусской литературы - «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» и «Сказание о Мамаевом побоище» - это произведения, проникнутые жгучим чувством любви к родине, они принадлежат высокой литературной культуре. Они лаконичны и вместе с тем украшены, прозаичны и одновременно ритмичны, посвящены эпическим темам, но подходят к ним с сильным лирическим чувством. Они преисполнены гордости за русский народ, но не боятся смотреть правде в глаза и мужественно признавать всю тяжесть положения русского государства.
Я посмотрел часть Ваших эскизов к будущим иллюстрациям…они воспроизводят наиболее характерную черту древнерусской литературы: ее лаконизм и «геральдичность».

В дальнейшем для воплощения своих замыслов художник  все чаще обращается к технике акварели. Его вдохновляет российская природа. «О, светло светла и красно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлении еси…» Эти проникновенные строки из «Слова о погибели русской земли…» для меня соотносятся с моей малой родиной, с землей Радонежской, с Абрамцевом  - краем, освященным духовным подвигом преподобного Сергия Радонежского, высоким творчеством лучших представителей русского искусства прошлых веков», - говорит художник. Героика его произведений сменяется лирикой. Именно в этом мастер находит пути ко все более углубленному и утонченному воплощению движений человеческой души и основ бытия духа.  Божественное мироздание предстает в его работах через переживание человеком мира природы.
А. Шмаринов пишет свои  акварельные пейзажные «сюиты» по памяти, используя  богатейший творческий опыт, весь арсенал  профессиональных приемов,  все особенности акварельной техники - ее прозрачность и легкость, светоностность и воздушность, некую условность тональных отношений. Он избегает излишней детализации,   строит композиции на отношениях больших цветовых пятен, отчего  образный строй  работ обретает монументальное звучание. Его интересуют не столько черты «портретного сходства»  конкретной местности, сколько  глубинные смыслы, открывающиеся  в ее созерцании. Таковы циклы акварелей "Нечерноземье" (1977-1985), "Россия — любовь моя!" (1986-1998), за которую художник удостоен золотой медали Российской академии художеств и другие.
Творческая деятельность А.Шмаринова тесно переплетена с педагогической. Свое понимание сути и смысла искусства, профессиональное мастерство художник передает своим ученикам. Он являлся куратором Московского академического художественного лицея. На протяжении многих лет  с 1997 года – руководитель творческой мастерской графики Российской академии художеств. Стажировку в ней  прошли многие десятки молодых художников, представляющие  сегодня российское искусство графики в нашей стране и  далеко за ее пределами.

Творчество А.Д.Шмаринова  известно и признано  во всем мире. Он является членом-корреспондентом Общества деятелей искусств Австрии, обладателем престижной премии имени Петера Людвига, членом-корреспондентом интернационального Мюнхенского пресс-клуба,  награжден серебряной медалью Премьер-министра Баварии Франца Иозефа Штрауса,  премией «Золотой лавр» общества деятелей искусств Австрии Кюнстлерхаус.
 Произведения А. Шмаринова входят в собрания крупнейших музеев страны – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусства им. А. С. Пушкина, более чем  60-ти музеев Российской Федерации и стран СНГ,  зарубежных музеев и частных коллекций Германии, Франции, США, Австрии, Японии, Италии, Норвегии и др.  
Более пятидесяти персональных выставок художника  с успехом прошли в разных странах мира.  «В своих акварелях художник предстает тонким лириком, умеющим избегать фальши и искусственности в изображении красоты природы». (Зюддойче Цайтунг).
«Почерк художника в зависимости от мотивов порой нежен и легок,
порой, ярко акцентирован. Он создает волшебную атмосферу, в которой звучит музыка… Надо полагать, что такое классическое поэтическое акварельное искусство останется вне времени, особенно когда оно столь вдохновенно и совершенно по мастерству». (Зюддойче Цайтунг).
«Алексей Шмаринов,что он - национальная гордость? Или скорее гражданин мира?». (Штарнбергер Меркур)


Управление информации  Российской академии художеств


СМИ о событии:
"Вести ФМ"







версия для печати