Выставка произведений Анатолия Шинкарчука

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)



Российская академия художеств, знакомя московскую публику с мастерами искусств СНГ, впервые представляет в столице России Анатолия Шинкарчука – самодеятельного живописца из Приднестровья. В произведениях этого художника предстает картина жизни его родного края; образы природы и сельских жителей запечатлены с искренностью и глубоким лиризмом.

Анатолий Шинкарчук (род.1964) принадлежит к числу «наивных» художников. Не имея специального художественного образования, лишь в возрасте 32-х лет он стал серьезно заниматься живописью – не только писать картины, но изучать и копировать работы классиков, стремясь самостоятельно овладеть законами мастерства. Проработав более 10 лет разливщиком стали на металлургическом заводе, на рубеже 2000-х он полностью посвятил себя искусству. Живет в Приднестровье, в гор. Рыбница; выставляется с 2006 года, провел персональные выставки в Одессе и Киеве, получив прозвище «украинский Гоген».  

В работах А.Шинкарчука отражено влияние таких разнообразных мастеров, как К.Моне, П.Гоген, В.Ван Гог, классики «наивного искусства» А.Руссо, Н.Пиросмани, М.Примаченко, а также особенно любимый художником А.Зверев. Важна для него и народная художественная культура, прежде всего традиции украинских и молдавских вышивок. Мощный творческий  импульс дали живописцу родные места - село Загнитково Одесской области и его окрестности. Возможно, этот опыт помогает автору без ложного пафоса передать состояние природы, красоту предгорий Карпат, обычаи жизни народа. Холсты Шинкарчука пронизаны светом, лиризмом, атмосферой торжественности. При этом он часто вводит в композиции жанровые мотивы, изображая сценки обыденной жизни – рыбалку, выпас коз и овец; многие персонажи запечатлены в пути по своим деревенским делам.

Художник использует специфическую технику письма масляными красками на мешковине, оставляя в картине участки, свободные от краски. Фактура холста полноправно вступает в процесс создания образа, оттеняет колорит, придает живописи прозрачность, «легкое дыхание». Шинкарчук экспериментирует с цветом, любит яркие краски, однако дерзкие колористические аккорды в его полотнах сгармонизированы. С таким же интересом к колористике, с тем же лирическим чувством, а зачастую и драматизмом, художник работает в технике акварели.

Практически все свои картины Шинкарчук создает, словно обозревая окружающий мир с высоты птичьего полета. В такие панорамы органично включена жизнь работящих простых людей. Помимо уважения к труду и национальным традициям, эти персонажи наделены глубоким, непритворным чувством веры: христианские мотивы звучат во многих картинах, будь то сцена рождественской ночи или пейзаж Бессарабии у входа в монастырь. Художник наделен умением видеть прекрасное в повседневном. В пространство его картин реальная жизнь входит мягко, деликатно, как предрассветный сон или детские воспоминания. Панорамный обзор дает широкий угол зрения, словно позволяя автору «втянуть» в картинную плоскость и зрителя: таким образом из отстраненного наблюдателя он невольно превращается в заинтересованного участника событий.

Образ патриархального городка или села предстает в живописи Шинкарчука как символ чистоты и гармонии. В значительной мере в его работах отразились впечатления детства, именно в них художник нередко черпает вдохновение. Многие свои  произведения он посвятил памяти родителей. Испытывая неподдельный интерес к природе и людям, автор с симпатией и мягким юмором рассказывает о своих персонажах - обитателях украинской «глубинки». Картины бытового жанра и пейзажи, написанные с неизменной поэтичностью и тонкой наблюдательностью, перерастают в образы-архетипы, в аллегории и притчи.  

Выставка включает около 50 произведений живописи и графики из мастерской художника.






версия для печати