Выставка болгарских художников Георги Трифонова и Стояна Цанева.

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ
БОЛГАРСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Приглашает Вас на открытие выставки
живописи и графики

ГЕОРГИ  ТРИФОНОВА
«Послание без границ»

и
СТОЯНА   ЦАНЕВА
«Реальное и абстрактное»



С двумя крупными художниками Восточной Европы второй половины ХХ века – начала ХХI века знакомит выставка, организованная в рамках Дней Болгарии в России. Ушедший безвременно Георги Трифонов, один из наиболее самобытных мастеров искусств этой страны, оставил яркий след в искусстве всей Европы. Творчество Стояна Цанева столь же решительно перешагнуло границы Болгарии и уже с 1980-х годов стало органичной частью мировой художественной культуры.
Оба художника принадлежат к одному поколению, чья творческая биография ведет отсчет с начала 1970-х годов. И Трифонов, и Цанев с 1970-х годов постоянно участвовали в болгарских и международных выставках, их работы в составе коллективных экспозиций демонстрировались в Венгрии, Венесуэле, Монголии, Польше, России, Франции, Чехословакии, многих других странах. Вместе с тем нынешняя выставка позволяет разглядеть черты общности и различия двух болгарских авторов, выявить яркую индивидуальность каждого из этих мастеров, склонных к неустанным формальным исканиям.
В экспозицию включено свыше 60 произведений станковой живописи и графики.

Георги Трифонов был одарен щедро – он обладал талантами живописца, графика и поэта. Поэтическая составляющая явственно ощутима в его картинах. Соотечественники считают Г.Трифонова человеком исключительным в силу того, что в своем творчестве он страстно и бескомпромиссно взывал к истине, вере и справедливости, затрагивал широкий спектр эстетических и духовных проблем. Коллеги вспоминают о его доброте, деликатности, великодушии и ранимости, об исключительной утонченности, мощной художественной интуиции.
Георги Трифонов (1947-2011), уроженец района Плевен, в 1974 году окончил Национальную художественную академию в Софии, где учился у профессоров Петра Чуклева и Веселина Стайкова. Персональные выставки Г.Трифонова с успехом прошли в Старом Пловдиве, Варне, Софии, а также за рубежами Болгарии: в Будапеште, Варшаве, Дели, Москве, Париже. Работы мастера хранятся в Национальной художественной галерее Болгарии, Софийской городской художественной галерее, в общественных и частных коллекциях Германии, США, Англии и других стран.
Получив специальность книжного графика, Г.Трифонов реализовал себя в разных сферах: занимался живописью, станковой графикой и полиграфическим дизайном, скульптурой и декоративно-монументальным искусством. Начиная с 1970-х годов, он создал целый ряд значимых произведений монументальной живописи. Среди них - отмеченные тонким лиризмом с оттенком пассеизма и ностальгии «Болгарское возрождение», «Начало», «Испания — боль», «Возвышение», «Болгарский иконостас», «Земля». Стиль мастера лаконичен и строг, далек от многословной нарративности, он тонко чувствовал грань иллюзорности и предпочитал работать с чисто пластическими категориями; его манера, обобщенная и достаточно условная, близка западноевропейскому модернизму. Среди излюбленных жанров художника – портрет и натюрморт, обогащенные сложной символикой. Тематическая картина в его творчестве зачастую связана с библейскими сюжетами, размышлениями об исторических судьбах народов Европы, выдает стремление к диалогу со старыми мастерами.
Художник известен и как самобытный иллюстратор художественной литературы. В его оформлении вышло в свет более 100 книг, в том числе “Любовная лирика" А. Герова и др. Трифонов выпустил со своими иллюстрациями также сборники собственных стихов: «Бессонный житель», «Взгляд внутри себя», «Обитель светлячков»,  «Ночные графики», «Утренние события», «Черноднев». «Когда Георги Трифонову не хватало кисти, чтобы выразить свои чувства, ему на помощь приходила поэзия. И она столь же яркая и образная, как и его картины, - так отзываются о мастере друзья и коллеги. - Вернисаж его жизни закрылся слишком быстро, в его молчаливом и деликатном стиле... Стихи и картины Трифонова теперь говорят вместо него и за него - категорично и сильно».


Стоян Цанев, ровесник Георги Трифонова, родился в 1946 году в приморском городе Бургас. В 1973 году окончил факультет графики в Академии изящных искусств в Варшаве. Персональные выставки С.Цанева, помимо Софии, состоялись в Антверпене, Братиславе, Вене, Дели, Люксембурге, Москве, Париже, Токио, Франкфурте. Художник – обладатель различных наград и премий, как болгарских, так и международных, врученных в Германии, Ирландии, Испании, Норвегии, США. Работы мастера находятся в государственных и частных собраниях Болгарии, а также в коллекциях Музея изящных искусств Финляндии, Музея современного искусства в Дели, Национальной художественной галереи Осло и многих других.
Творчество этого мастера можно назвать визитной карточкой изобразительного искусства сегодняшней Болгарии. Вклад Стояна Цанева в европейскую и мировую художественную культуру ощутим, прежде всего, как месседж национальной болгарской духовности. Вместе с тем в его творчестве ощутима сопричастность к международному движению абстрактного экспрессионизма.
Цанев работает в области живописи, графики и керамики. Глубоко погруженный в стихию творчества, осознавая свою художническую миссию, он сторонится столичной суеты и живет затворником на побережье Черного моря. Мастер ценит глубинную связь с этим древним краем, находящимся на перекрестке путей взаимодействия культур; принадлежность к региону, близкому Средиземноморью, предопределила специфику его творчества. Именно здесь, в тишине и уединении, сосредоточенный на своем внутреннем мире, художник может выразить самые сокровенные чувства в своих полотнах и скульптурах.
Для Цанева характерен созидательный пафос, стремление выразить гармонию мира, призвать к добру и согласию, отметая такие явления, как ненависть и разрушение. Абстрактные формы в его работах последних лет будто отсылают к понятийным абстракциям теории относительности Эйнштейна. Стоян Цанев настойчиво ищет четвертое измерение в своей собственной духовной вселенной, где каждый знак полон вполне определенного смысла, но одновременно имеет еще несколько значений в контексте окружающего мира. Художник давно знает об отсутствии однозначных ответов на вопросы и одной абсолютной истины. Картины и рисунки Цанева, напротив, свидетельствуют о многообразии и полисемантизме его художнической вселенной.
Мелодичность линии, лаконизм колористических решений, изысканная гармония ритмов и красок характеризуют произведения Цанева. Острота и трепетность его мироощущения подтверждают: необычный взгляд автора выходит далеко за рамки тривиального и привычного, «линейного» восприятия. Художник настаивает на спонтанности мира, который не поддается унификации и механистической систематизации. Картины, акварели, литографии, графика и керамика Стояна Цанева порой напоминают диковинные цветы, прорастающие в будущее искусства.









версия для печати