Татьяна Сельвинская «Драматургия цвета»

 

Московский музей современного искусства


Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства
представляют

Татьяна Сельвинская «Драматургия цвета»

Дата проведения: 2 ноября - 11 ноября 2012 года
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, д. 25


Татьяна Сельвинская – живописец, сценограф, поэт, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Государственной премии России, Почётный член Академии Художеств России. Её первая выставка состоялась в далеком 1954 году, и уже через 2 года в 1956 году – первый спектакль. В общей сложности она провела более 100 персональных и коллективных выставок и более 200 спектаклей в городах от Москвы до Владивостока, от Петербурга до Одессы.
Работы Сельвинской находятся в Государственной Третьяковской галерее,  Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике А.Н. Островского «Щелыково» и в частных собраниях в России, США (более 200 работ), Англии, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Израиле.
«Драматургия цвета» – термин открытый Сельвинской на перекрестье двух искусств – Театра и Живописи, главных её жизненных смыслов.
«Драматургия цвета» –  и название новой выставки, и название главной живописной работы. Прямые, решительные, разноцветные ткани-дороги, стремятся извне в глубину холста. В самой его сердцевине они туго связаны узлом. Живопись гладкая, мягкая. Именно ткани – любимая живописная материя художника – будут задавать ритм, пластику, динамику всем картинам выставки. Струящиеся, парящие, невесомые, рваные,  трепещущие, текучие они будут создавать композиции, выражающие высшие смыслы жизни.
Как пролог в художественном произведении, так «Автопортрет» художника и работа «Драматургия цвета» в данной выставке заключают в себе её главные философские и эмоциональные темы.
Три основных живописных цвета находят неожиданную интерпретацию в триптихе «Радуга». Это опять Театр со всем спектром человеческих чувств, заключённых в зыбкие трагикомические маски-занавесы. Синий цвет в левой части триптиха и в голубом цвете и в зелёном.   Центр – от зелёного до оранжевого, включающих в себя жёлтый цвет. Правая часть – все цвета, содержащие красный – от оранжевого до лилового.
Цвет – строительный материал экспозиционного пространства выставки и его эмоциональный знак. Цвет выбирается художником «не по красоте», а «по смыслу».
Недавние выставки «Театр Леса», «Театр Неба», «Шекспир. Пушкин. Мой папа и я» – решались Сельвинской, как тематические.   Для нынешней характерно единое колористическое звучание, связывающее все работы одной нитью.
Арлекиана – главный лейтмотив выставки «Драматургия цвета».   Разноцветные лоскутки-ромбы костюма самого популярного персонажа итальянской народной комедии дель арте Арлекина – яркий декоративный и смысловой театральный знак. Эта тема уже разрабатывалась Сельвинской ранее. Теперь зазвучала масштабно, как  гимн Театру.
В искусстве Сельвинской открытия происходят на стыке живописи, поэзии и театра.
Многолетний опыт работы в театре с такими режиссёрами  как Охлопков, Берман, Орлов, Фоменко, заразительная игровая природа театра, разнообразие и  жанровое многообразие драматургического материала определили особенности живописи Сельвинской. Её Живопись – Театр без Театра.
«Возраст даёт свободу», – всё чаще говорит Сельвинская. Она не скрывает своего возраста. Сегодня ей восемьдесят пять.

Информация:http://www.mmoma.ru/exhibitions/petrovka/





версия для печати