Архитектурная графика Гаральда Боссе(1812 - 1894). К 200-летию со дня рождения

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


17 сентября 2012 года исполняется двести лет со дня рождения выдающегося архитектора второй трети XIX века Гаральда Эрнестовича Боссе. Своим творчеством, относящимся преимущественно к 1850-м – 1870-м года, он внес большой вклад в формирование концепции «рациональной архитектуры» и стал одним из ведущих представителей эклектики. Три десятилетия наиболее активной творческой деятельности Боссе неразрывно связаны с Петербургом. Построенные им дома и особняки украшают улицы города, видное место среди памятников архитектуры пригородов занимают дворцово-парковые ансамбли Знаменки и Михайловки. Поиски нового архитектурного образа особенно наглядно проявились в проектировании дач и общественных зданий. Большое внимание зодчий уделял строительству храмов. Архитектор-строитель, мастер новаторских планировочных решений, обладал разносторонним талантом – создавал разнообразные по стилю интерьеры, был великолепным рисовальщиком и мастером акварели.

Графические работы Гаральда Боссе встречаются в многочисленных художественных собраниях. Однако, преобладающая часть его архитектурного наследия, около 700 чертежей, рисунков и акварелей, хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. Здесь представлены практически все его основные проекты, и, прежде всего, осуществленные в натуре. Архитектор немецкого происхождения, первые навыки профессии получил в Европе, имея перед глазами замечательный пример отца и деда, посвятивших свою жизнь искусству.
Особое место в работе архитектора занимало проектирование и строительство городских особняков. Многие из них прекрасно сохранились до наших дней. Это дом И. В. Пашкова (Литейный пр., 39), особняк князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре,7,особняк Е. М. Бутурлиной (ул. Чайковского, 10) (кат ), особняк С. А. Щербатовай (Моховая ул., 5), дом А. А. Закревского (Исаакиевская пл., 5) , дом П. Н. Трубецкого (ул. Чайковского, 29) и многие другие. К таким домам можно отнести и собственный особняк архитектора на 4-й линии Васильевского острова, 15, хоть он и был значительно перестроен уже в советское время. Последним из городских особняков Петербурга, перестроенных по проекту Боссе, был особняк князей Барятинских (ул. Чайковского, 46-48) в 1858 г.

Вершиной творчества архитектора стали две великокняжеские дачи: на Петергофском шоссе - перестроенный им старинный дворец в Знаменке (1853-1859) и дворцово-парковый ансамбль в Михайловке (1858-1862).Проект Дворцово-паркового ансамбля в Михайловке на берегу Финского залива близ Стрельны был создан для младшего сына Николая I, великого князя Михаила Николаевича. В этом ансамбле видны новые черты, присущие усадьбам периода историзма. К ним относятся свободная ассиметричная композиция главного дома усадьбы, окружающих его построек и общего планировочного решения, соединение принципов регулярного и ландшафтного построения в садово-парковом ансамбле, Те же черты присущи великокняжеской резиденции в Знаменке, принадлежавшей третьему сыну Николая I, великому князю Николаю Николаевичу. Центром этого дворцово-паркового ансамбля стал дворец с изысканным фасадом в барочном стиле.

Юбилейная выставка Гаральда Боссе – первая персональная выставка архитектора предоставляет уникальную возможность специалистам и любителям искусства ознакомится с реализованными и неосуществленными проектами архитектора так много сделавшего для создания неповторимого облика Санкт-Петербурга. И что особенно важно в настоящее время, когда наравне с разрушением памятников архитектуры, происходит восстановление многих, данная выставка, возможно, даст импульс к возрождению произведений Г.Боссе некогда уничтоженных и теперь уже забытых.

Открытие выставки состоялось 28 сентября  в Голубом зале музея.









версия для печати